Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 181 морского морского пароходства, работа в Главсевморпути, на выставке «Мор­ ской флот СССР». Еще дважды побывал Иван Александрович в Антарктиде. В 1966 году он ходил капитаном-наставником на танкере «Фридрих Энгельс», доставляв­ шем топливо и необходимые грузы на станции «Мирный» и «Молодежная», а в 1968 году — капитаном научно-исследовательского судна «Профессор Визе». В конце жизни как почетный полярник капитан Ман возглавлял по­ лярную комиссию московского филиала Географического общества СССР, часто бывал в школах на встречах с детьми. Труд капитана был достойно оценен. Он был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». В память о капитане на морских трассах Севера работает теплоход «Капитан Ман», судно усиленного ледового класса, построенное в Финляндии. Порт его приписки —Владивосток. Ман настолько полюбил Антарктиду, что завещал похоронить его прах на этом континенте. Его воля была исполнена. Плавания Одиссея Е ще в школе его звали Одиссеем. Он зачитывался книгами о путе­ шествиях английского исследователя Антарктиды Роберта Скотта. Внешне тоже был похож на своего кумира. Прекрасно играл на аккордеоне, мандалине, был отличником и хорошим спортсменом, без устали плавал и катался на лыжах. Но детские мечты о море, путешествиях определили будущее Серёжи Волкова. «Только в плава­ ние и только в Антарктиду!» — это решение было осуществлено. Мальчик, выросший в Подмосковье, знавший море по книгам, после школы поступил не просто в мореходное училище, а в высшее... арктическое. В 1956 году после окончания Ленинградского высшего инженерного мор­ ского училища имени адмирала С. О. Макарова будущий капитан прибыл в распоряжение отдела кадров Мурманского арктического пароходства. К ра­ порту о прибытии выпускник приложил копию диплома с отличием о присво­ ении ему квалификации инженера-судоводителя. А в личной карточке бывше­ го курсанта значилось, что за пять лет учебы у него не было ни одного взыска­ ния, что он трудолюбив, честен, правдив, морское дело знает и любит. Возможно, такая характеристика повлияла на работников службы кадров и молодого специалиста направили четвертым помощником на новый ледокол «Капитан Мелехов», капитаном которого работал Андрей Владимирович Татарчук. На ледоколе прошло становление молодого штурмана. Вначале его наз­ начили третьим помощником капитана. В отзыве о молодом специалисте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz