Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

180 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Капитан И. А. Ман на мостике д /э «Обь». Фото из фондов музея истории ММП 14 февраля антарктическая научная станция «Мирный» была открыта, и «Обь» приступила к научным исследованиям в море Дейвиса. На протяже­ нии 800 миль ученые проводили промеры на глубинах до пяти тысячи метров и более, отбирали пробы грунта, делали магнитные измерения, проводили сбор планктона. Во время этой экспедиции «Обь» встречала до сотни айсбер­ гов, размеры их доходили до 18 км в длину и 65 м в высоту. Были открыты новые острова, исправлены контуры береговой линии материка. Своим тру­ долюбием капитан удивлял не только ученых, но и экипаж судна. Он почти всегда был на мостике, следил за постановкой судна, за изменениями погоды, обеспечивал безопасную работу ученых, посещал лаборатории, интересовал­ ся результатами исследований. В первом антарктическом рейсе «Обь» про­ шла более 33 ОООморских миль, расстояние почти равное экватору. Во второй антарктической экспедиции в феврале 1957 года капитан полу­ чил радиограмму от капитана японского ледокола «Сойя», затертого льдами в бухте Лютцов-Хольм, с просьбой помочь выбраться из ледового плена. 600 миль, отделявших «Обь» от «Сойи», дизель-электроход прошел в условиях десятибалльного шторма. Лед в районе ледокола оказался спрессован айсбер­ гами, но благодаря мастерству капитана и команды дизель-электрохода япон­ ский ледокол был выведен на чистую воду. В течение нескольких дней от пра­ вительства Японии на судно поступали благодарственные телеграммы. В третьем антарктическом рейсе «Обь» совершила кругосветное путеше­ ствие. Рейс начался с посещения Генуи, где руководству экспедиции был вру­ чен диплом о присуждении «Оби» премии Христофора Колумба. После захо­ да в «Мирный» проводилась работа в Южном и Тихом океанах. Повредили винт, но благодаря помощи известного чилийского поэта Пабло Неруды суд­ но было отремонтировано в доке Сантъяго. После этого рейса Ман был пере­ веден в Министерство морского флота. Потом была работа на судах Черно­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz