Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

178 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Иван Александрович Ман утвержден заместителем начальника Дальневос­ точного морского пароходства по безопасности мореплавания, но с началом Великой Отечественной войны вернулся на флот. В одном из рейсов, направляясь из США в СССР, пароход «Войков», которым командовал Ман, в условиях плохой видимости недалеко от бухты Провидения сел на мель и получил повреждения. По законам того времени капитан был осужден на семь лет лишения свободы. По его просьбе наказа­ ние было заменено отправкой в прифронтовую зону. С декабря 1943 года он работал на Черном море третьим, вторым, старшим помощником капитана теплохода «Тракторист», перевозившего десант в район Новороссийска. Под шквальным огнем фашистских бомбардировщиков капи­ тан совершал чудеса героизма. Вскоре судимость была снята, и Ман поднялся на капитанский мостик парохода «Стахановец», а затем «Калинин». В январе 1945 года он принял в Констанце румынский теплоход «Бессарабия» (яхта короля Михая), переименованный в «Украину». До середины июня «Украина» совершила семнадцать рейсов по маршруту Одесса—Констанца—Одесса и дос­ тавила для четвертого Украинского фронта 34 тысячи бойцов и офицеров, а в Одессу —25 тысяч раненых. Судно, рассчитанное на 600 пассажиров, возило порой до 4500 человек. Ман был мастером швартовок пассажирских лайнеров, и одесситы приходили любоваться его действиями, как на представление в театр. Он был первым капитаном, ошвартовавшимся в Севастополе, в курорт­ ных городах Сочи, Ялте, Туапсе и т. д. Городские власти этих городов встреча­ ли капитана транспарантами, аплодисментами, нередко подарками. Два года подряд только он встречал и швартовал шведский лайнер «Грипсхольм», захо­ дивший в черноморские порты, длина которого составляла 196 м. Три года Ман возглавлял экипаж пассажирского дизель-электрохода «Рос­ сия». Красавец-капитан, высокий, элегантный, что выдавало его дворянское происхождение, строгий, требовательный к себе и подчиненным, —он не имел равных по мастерству вождения пассажирских лайнеров. Таким его помнят те, кому посчастливилось работать с Иваном Александровичем. В 1954 году Мана перевели в Москву и назначили главным ревизором безопасности мореплавания и одновременно членом коллегии Министерства морского флота СССР. Однако канцелярская работа не пришлась по нутру моряку. И когда ему предложили возглавить экипаж дизель-электрохода «Обь» Мурманского пароходства, направляющегося в Антарктиду, он, не задумыва­ ясь, согласился. В рапорте министру морского флота В. Г. Бакаеву и первому заместителю председателя Совета Министров СССР Л. М. Кагановичу он пи­ сал: «Мой двадцатилетний опыт командования судами и плавания в различ­ ных морях, в том числе и арктических, будут иметь положительное значение». В ноябре 1955 года И. А. Ман был назначен капитаном флагманского судна первой комплексной Советской антарктической экспедиции (САЭ) — дизель-электрохода «Обь» и одновременно исполняющим обязанности заме­ стителя начальника экспедиции по морским операциям. В экспедиции также участвовал дизель-электроход «Лена» и теплоход «Кооперация» Мурманского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz