Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 177 Магическая любовь к Антарктике Н а нашей планете нет континента, на котором бы не побывал Иван Александрович Ман — один из старейших и опытнейших капита­ нов советского торгового флота. Родился он в 1903 году, как многие знаменитые моряки, в далеком от моря городе Саратове. В 10 лет у мальчика не стало отца, и только спустя год после его смерти матери, родившей сына в гражданском браке, удалось оформить документы о рождении сына. С 1914 года подросток стал носить фамилию —Ман и получил законное отчество — Александрович. Воспитывался он в семье родной сестры отца —образован­ ной женщины, преподавательницы иностранного языка, увлекающейся му­ зыкой. Поступив в реальное училище, одновременно обучался игре на форте­ пьяно и занимался в яхт-клубе, проявил способности и ходил вначале инст­ руктором, затем капитаном яхты. Иван с детства был влюблен в море и яхту. Учитель музыки не мог смириться с мозолями на руках ученика и предложил ему сделать выбор. Мальчик без колебаний выбрал яхт-клуб. Несмотря на это, музыку он очень любил и, став солидным моряком, часто посещал оперу, а нередко дома вместе с дочерью играл пьесы на фортепьяно в четыре руки. В 1921 году в Саратов приезжал Фритьоф Нансен, известный полярный исследователь, руководитель Фонда помощи голодающим Поволжья. Мимо­ летная встреча со знаменитым арктическим ученым укрепила уверенность юноши в том, что ему всерьез пора заняться морским делом. И в 1923 году Ман уезжает в Петербург, где поступает в морской техникум, откуда его вскоре отчислили из-за социального происхождения. Тогда он совершает одиночное плавание на байдарке из Петрограда в Астрахань, и его, как молодого челове­ ка, поистине влюбленного в море, восстановили в техникуме. Начальником техникума в тот период был знаменитый капитан Дмитрий Афанасьевич Лух­ манов. Вместе с Дмитрием Афанасьевичем курсанты спроектировали яхту «Красная звезда», построили ее и мечтали совершить на ней кругосветку, но им не позволили. Яхта долгие годы была учебным судном Ленинградского мореходного училища. В числе лучших курсантов Иван был направлен на практику на четырехмачтовый барк «Товарищ» в должности матроса, а по­ том —боцмана. На этом барке он совершил кругосветное плавание. Получив диплом штурмана, Ман плавал в Балтийском морском пароход­ стве на лесовозе «Анастас Микоян» боцманом, а затем штурманом. Участво­ вал в первой Особой северо-восточной полярной экспедиции Наркомвода, доставившей из Владивостока к устью Колымы первых строителей и необхо­ димые грузы, дважды зимовал в Арктике. В 1935 году его назначили капита­ ном. Первым его пароходом стала «Кола», затем была «Правда». На «Прав­ де» молодой капитан в 1936 году совершил сквозной переход, проводил воен­ ные корабли по Северному морскому пути с запада на восток. В 1940 году

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz