Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

168 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА ник отвечает за «политико-моральное состояние экипажа». Но неужели в то время, когда наше общество неумолимо двигалось к кризису, экипаж морского судна мог уверенной поступью двигаться к светлому будущему? Судовой эки­ паж и вчера, и сегодня —это частица общества, сформировавшего его. Большинство из первых помощников понимали это и не были бездумны­ ми апологетами коммунистических нравов. К таким относился и Михаил Иванович Демидов. Ему довелось быть последним помполитом в нашем па­ роходстве. Когда из штата всех экипажей уже была выведена должность пер­ вого помощника капитана, моряки теплохода «Норильск» обращались в партийный комитет пароходства и в отдел кадров с просьбой сохранить эту должность в их экипаже. Моряки, знавшие Демидова, рассказывали о нем с восхищением. Трудо­ любие, громадная эрудиция, умение понять человека, помочь ему в трудный момент —эти черты характера делали Михаила Ивановича поистине душой экипажа. Каюта Демидова всегда была открыта. К нему шли по любым воп­ росам, и он для каждого находил доброе слово, помогал, успокаивал. Решал, казалось бы, неразрешимые вопросы. К примеру, добился выделения отдель­ ной квартиры для буфетчицы теплохода «Немирович-Данченко» Любови Ивановны Поповой. Десять лет работал Демидов на этом теплоходе, считал его почти родным домом. После первого же рейса с Михаилом Ивановичем члены экипажа обратились в партком пароходства с просьбой закрепить за их судном этого помполита и не ошиблись. Михаил Демидов не собирался идти в политработники, хотя о море мечтал с детства. После девятого класса поступил в Архангельскую мореходную шко­ лу. В 1951 году с отличием окончил ее. Молодого моряка приняли на работу кочегаром в Северное морское пароходство. Вскоре экипаж парохода «Лена» рекомендовал его на учебу в Архангельское мореходное училище, которое он успешно окончил в 1956 году. После училища Михаил начал работу в Мурман­ ском арктическом пароходстве в должности машиниста 1 класса. Ходил на пароходах «Молотовск», «Механик Бондик», «Зоя Космодемьянская». Юноша проявил себя трудолюбивым, грамотным специалистом, и всего через месяц после начала его работы старший механик парохода «Молотовск» Александр Александрович Никитинский перевел Демидова в механики. Молодой моряк хорошо изучил особенности силовой установки, умело эксп­ луатировал ее. В экипаже его полюбили за трудолюбие, дисциплинирован­ ность, активное участие в общественной жизни. Но в 1960 году Михаил Де­ мидов поступил учиться на судомеханический факультет «Макаровки» и уво­ лился из пароходства. Получил профессию инженера, о которой мечтал, но особенно этого ждали и гордились сыном его родители. В семье рязанского колхозника Ивана Демидова было четверо детей, Михаил —старший. Роди­ тели мечтали дать образование детям, и сын не обманул их надежд. После окончания Ленинградского высшего инженерного морского учили­ ща имени адмирала С. О. Макарова Михаил Демидов вернулся в Мурман­ ское пароходство. Работал механиком на дизель-электроходе «Рионгэс», теп-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz