Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 167 А затем капитан получил новое более сложное задание —провести через пролив Вилькицкого 38 тонкобортных речных судов. Пономарев не признавал закрытой рубки, а управлял атомоходом с открытого ходового мостика. Врачи предупреждали его, что при полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание Павла Акимовича Пономарева продолжалось всего сто дней. Вахты на морозе подорвали здоровье капитана. Человеку в 63 года трудно ломать сложившиеся годами привычки. Но не это заставляло Пономарева мерзнуть на открытом мостике. Конечно, Павел Акимович мог пощадить себя, если бы оба рейса в том году не были экспери­ ментальными. На судне принципиально новой конструкции при всей его мощи и оснащенности все происходило впервые. Пономарев был на атомоходе как бы капитаном-испытателем. Он был обязан выяснить возможности атомохо­ да в единоборстве со льдами, особенности управления новым судном. Запоздалое лечение в Ессентуках не смогло одолеть прогрессирующего полиартрита. Состояние здоровья больше не позволило капитану Пономаре­ ву вернуться на борт его детища в Мурманск, который всегда для него был самым главным городом в его жизни. Мурманчане высоко оценили вклад Павла Пономарева в освоение Арктики, назвав одну из улиц города его име­ нем. Мурманское пароходство разместило на одном из домов этой улицы мемориальную доску с изображением знаменитого капитана. Павел Акимович скончался в Ленинграде в 1970 году. На смену капитану на полярные ледовые трассы вышел дизель-электроход Мурманского пароходства «Павел Пономарев», способный самостоятельно преодолевать льды Арктики. Он принимал самое активное участие в осуществ­ лении круглогодичной навигации в Западном районе Арктики, что позволило беспрерывно перевозить грузы на линии Мурманск—Дудинка. Постарел и вы­ веден из эксплуатации дизель-электроход, но память о первом капитане атом­ ного ледокола свято хранится в музее истории Мурманского пароходства. Последний помполит С ейчас редко вспоминают о первых помощниках капитана, а если вспоминают, то называют коротко — помполит. Должность эта до сих пор ассоциируется со всевозможными запретами на судах, а пер­ вый помощник капитана —их конкретный носитель —считался воплощени­ ем того недоверия к морякам, на котором были густо замешаны все советские правила и инструкции. И мало кто задумывался, что одновременно он был и своего рода «стрелочником», «козлом отпущения». Первые помощники отвечали за все: ЧП за кордоном или в родном порту, происшествие на таможне или в экипаже —помполит, на ковер —отвечай! Да как же иначе? В Уставе морского флота было записано, что первый помощ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz