Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 145 В годы Великой Отечественной войны Па­ вел Вавилов работал кочегаром на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», который ценой своей гибели в конце августа 1942 года спас большой полярный караван судов, перевозивших военные грузы с востока на запад нашей страны. Экипаж парохода вступил в бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Тот бой вошел в историю ге­ роической обороны Заполярья, а сам пароход моряки, а затем и историки, назвали полярным «Варягом». Смело сражался экипаж маленького ледо­ кольного парохода против фашистского карман­ ного линкора. Среди моряков, принявших нерав­ ный бой, был и Павел Вавилов. Когда «А. Сиби­ ряков» затонул, Вавилов остался один в ледяной воде. Звать на помощь было некого. Вокруг пла­ вали только обломки судна. Неожиданно он уви­ дел вельбот. Кое-как вскарабкался в него и с помощью доски догреб до остро­ ва. Чудом уцелев в горящем аду, моряк оказался на необитаемом острове Белуха. В боте нашел небольшой запас продовольствия, что позволило ему прожить в одиночестве 35 суток, питаясь отрубями и согреваясь у костра. С острова его снял летчик И. Черевичный. И позже Вавилов всю жизнь посвятил своей трудной морской профессии, проработав на флоте более 30 лет. По воспоминаниям людей, знавших Павла Ивановича, во время стоянки в порту нередко к борту судна подъезжал «во­ ронок» и машиниста Вавилова увозили на очередной допрос. Не верили орга­ ны госбезопасности, что человек в условиях осенней Арктики смог выжить на арктическом острове и вернуться к работе. Помогли, видимо, молодость, крепкое здоровье и желание жить. Он первым рассказал правду о героиче­ ском бое экипажа и гибели ледокольного парохода «А. Сибиряков». Но при этом Вавилов был поистине скромный человек. Даже на судне немногие зна­ ли о его военном прошлом. После войны за отличную работу Павел Иванович был награжден меда­ лью «За трудовую доблесть», нагрудным знаком «Почетному полярнику». В 1961 году по состоянию здоровья Вавилов ушел на пенсию, а 18 января 1966 года скоропостижно скончался в Архангельске, где был похоронен. 19 июня 1981 года на вновь построенном на Варновверфи в немецком городе Варнемюнде теплоходе «Павел Вавилов» был поднят Государствен­ ный флаг. Этот теплоход — второй в серии рудовозов с грузовыми устрой­ ствами. И все годы экипаж теплохода «Павел Вавилов» Мурманского паро­ ходства достойно несет на своем борту имя арктического моряка и замеча­ тельного человека Павла Ивановича Вавилова. П. И. Вавилов Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz