Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

136 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА На «Дежнёве» срочно приступили к эвакуации раненых в поселковую больницу. Во время этого боя на боевых постах погибли 6 человек из машин­ ной команды, 30 —ранены, из них 21 моряк получил тяжелые ранения. Фёдоров поднялся на палубу только после отбоя боевой тревоги. Потряс­ ло сообщение о гибели близкого друга Гены Майсюка. Борис знал, что ждет Геннадия В Мурманске любимая девушка, что они уже договорились о свадь­ бе. Спустя 47 лет получил Борис Дмитриевич письмо из Кировограда от отца Геннадия, который просил выяснить хоть что-то о судьбе той девушки, кото­ рую любил его сын. Вскоре «Шеер» вернулся и вновь начался бой. Встретив жестокий отпор артиллеристов Диксона, моряков СКР-19 и «Революционера», фашистский рейдер ушел. Операция «Вундерланд» («Страна чудес») провалилась. Боль­ ше любимец Гитлера в Арктике не появлялся. 29 августа дежнёвцы хоронили боевых товарищей. Экипаж застыл в стро­ гом строю, раздались орудийные залпы, в небо взлетела ракета. Затем был ремонт в Дудинке, а перед уходом с Диксона дежнёвцы побыва­ ли у деревянного обелиска, установленного на могиле погибших товарищей. С той поры до самой Победы доставлял грузы в самые опасные районы Арктики СКР-19, проводил караваны, сопровождал суда на промысел тюле­ ня, чтобы обеспечить продуктами жителей Мурманска и Архангельска. Во всех рейсах без сна и отдыха нес вахту машинист Борис Фёдоров. После «Дежнёва» были у Фёдорова «Литке», «Ленин», «Киев», «Капитан Воронин». Много раз он заходил на Диксон и сразу шел к обелиску. Склонив голову, долго стоял, вспоминая тех, кто навсегда остался в земле Диксона. Чувство благодарности им он пронес через всю жизнь. Кроме благодарности испытывал он и чувство вины перед ними. Вероятно поэтому даже в служеб­ ных анкетах на вопрос, участвовали ли вы в боях, отвечал коротко: «Нет». Не любил он рассказывать об этом даже друзьям. А за тот бой с «Шеером» была у Бориса Дмитриевича очень редкая награда — медаль Нахимова. Тяжело было вспоминать о тех событиях, когда время, казалось бы, сгладило боль. Они, оставшиеся там, были для детдомовского паренька первой настоящей семьей. Уже в зрелом возрасте закончил Б. Д. Фёдоров семилетку, а потом Архан­ гельскую мореходку. Стал ремонтным, потом дизельным механиком. Передо мной личное дело Фёдорова. Читаю и удивляюсь — ни одного замечания, ни одного намека на хоть маленькое упущение в работе. Что ни страница —то благодарность, отметка в приказе о награде, премии, о занесе­ нии в Книгу почета. Далеко не гладкой была жизнь Бориса Дмитриевича. В 1948 году Влади­ мир Иванович Воронин капитан китобойного судна «Слава» набирал экипаж для участия в экспедиции. Знал его капитан как надежного специалиста. Но члены комиссии при Архангельском обкоме КПСС задали ему всего один вопрос: «Почему вы не член партии?». Ответить бы ему, что де, думаю, готов­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz