Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

128 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА С 1957 года штурман стала уже старшим помощником капитана теплохо­ да «Акоп Акопян». А ведь тогда в 34 года стать старшим судоводителем мог далеко не каждый мужчина. А она, женщина, к тому же беспартийная, полу­ чила высокую правительственную награду —орден «Знак Почета». До капи­ танского мостика оставалась всего одна ступенька. Но даже сейчас никто из тех, кто ее знал, не могут объяснить, «почему»? Почему так неожиданно Елизавета Константиновна решает порвать с морем и уехать в Москву? Возможно, любовь к сыну оказалась сильнее любви к морю? Последние годы своей жизни работала Назарова в Министерстве внеш­ ней торговли и ни с кем из мурманчан не поддерживала связи. Видно, Мур­ манск навсегда остался ее болью. Имя на мраморе Н а старом мурманском кладбище среди воинских захоронений име­ ется надгробье из черного мрамора с высеченным на плите тек­ стом: «Герой Советского Союза П. В. Мегер». Этот человек работал в пароходстве. Его труд отмечен самыми высокими наградами Родины. О нем сегодня мой рассказ. Павел Власович Мегер родился и вырос в Одессе. Его отец —Влас Мегер — всю свою жизнь проплавал коком на черноморских торговых судах. Об изго­ товленных им блюдах порой говорили: «бифштекс от Мегера». И это, поверь­ те, была самая лучшая рекомендация в кругу и моряков, и гурманов города. После окончания мореходной школы Павел работал матросом на торго­ вых судах. Он рано узнал вкус настоящего греческого кофе, побывал в Коломбо и Сингапуре, помнил цвет неба над Аденом. Но неожиданно для друзей и родственников он принимает решение сме­ нить солнце экватора на полярные льды. Что могло потянуть жителя теплого края в полуночный холод Мурманска? Трудно сейчас ответить на этот воп­ рос. Но как бы там ни было, одессит становится мурманчанином. А в солнеч­ ной Одессе у Павла остались жена, мать, брат. Недолго поработав кочегаром на рыболовных судах, Павел перешел в пароходство. А когда в 1938 году комплек­ товалась команда ледокола «Ермак», направлявшегося на выручку судов, за­ жатых льдами Арктики, капитан Сорокин принял его в экипаж на должность камбузника. С 1937 года ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» были зажаты льдами и дрейфовали от Новосибирских островов на Север. Через год на долю «Ермака» выпала историческая миссия —пробиться к судам и вывести их из ледового плена. Но вывести «Седов» из-за поломки руля было невозможно, и он вынужден был остаться на вторую зимовку. Его команда была укомплектована, в основном, за счет экипажа ледокола «Ермак».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz