Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 127 лезной точностью вела прокладку курса, определяясь по звездам и пеленгам. А. Щетинина и впрямь строго взыскивала за каждую, как казалось Лизе, ме­ лочь. Назарова не обижалась. Она почувствовала за внешней суровостью теп­ лоту и сердечность своего капитана. Затем было замужество, рождение сына и переход в Центральный аппа­ рат Министерства морского флота. Но семья скоро распалась, и инженер- диспетчер Главного управления движения и эксплуатации флота и портов Елизавета Константиновна Назарова была откомандирована в Мурманское государственное арктическое пароходство. На северных судах ей предстояло набрать ценз для получения диплома капитана дальнего плавания. Прошло несколько лет. Елизавета Константиновна работала третьим, вто­ рым помощником капитана. Побывала во многих странах мира. Приходилось водить суда в штормовых условиях Атлантики и Бискайского залива, любо­ ваться Неаполитанской гаванью, гулять по улицам туманного Лондона. Рабо­ тала на пароходах «Мета», «А. Суворов», дизель-электроходах «Цимлянск- гэс», «Рионгэс» и других. А училась теперь у известных мурманских капита­ нов —А. И. Дубинина, В. Ф. Цируля, И. П. Лопатина, Г. М. Очередника. Все они высоко ценили морские качества штурмана Назаровой. Немало миль осталось позади... Чтобы с большей отдачей работать на судах заграничного плавания, Елизавета Константиновна заочно закончила курсы английского языка, а затем занялась испанским. Оба языка она знала в совершенстве. По ее инициативе на судне работал кружок иностранного язы­ ка, где Назарова обучала моряков. Кстати, дизель-электроход «Рионгэс» работал на линии Мурманск —Куба, и знание испанского очень пригодилось. Рассказывают, что ее лично знал и ценил сам Фидель. На всех официальных встречах переговоры велись с по­ мощью Элизабет —так ласково называли ее кубинцы... Особо памятен один необычный рейс. Дизель-электроход «Рионгэс» вы­ шел из Рижского порта и взял курс на Буэнос-Айрес. Моряки тщательно гото­ вились к этому рейсу, с юмором называли его «полосатым». Незадолго до это­ го прошел фильм с аналогичным названием на экранах кинотеатров. На борту среди разнообразного груза находились в клетках 16 зверей — верблюды, медведи, косули, яки и даже львица для аргентинского зоопарка. Необычные пассажиры, несмотря на длительность плавания, чувствовали себя комфортно. Моряки хорошо подкармливали их. Но произошел и курьез­ ный случай. Один из гималайских медведей убежал из клетки и отправился путешествовать по палубе. Была создана бригада из матросов во главе со вторым штурманом Елизаветой Назаровой. Моряки быстро вернули путеше­ ственника. Помогла им львица. Она так зарычала на беглеца, что тот отсту­ пил в клетку. За время рейса львица очень привязалась к женщине. Елизаве­ та Константиновна выпускала ее из клетки, вела в свою каюту и угощала сгущенкой. Львица настолько привыкла к женщине, что позволяла позиро­ вать со своей укротительницей перед судовыми фотографами...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz