Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

124 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Леди-капитан В еду экскурсию по музею и у портрета капитана Людмилы Анато­ льевны Тибряевой слышу один и тот же вопрос: «А что, она была единственной женщиной-капитаном на нашем флоте?». Далее прихо­ дится рассказывать о том, что первой женщиной-капитаном на отечествен­ ном флоте была Анна Ивановна Щетинина. Она пользовалась большим ува­ жением не только в нашей стране, но и за ее пределами. Зарубежные коллеги называли ее «леди-капитан». Этот рассказ о ней. В тридцатые годы прошлого века имя и слава этой героической женщины перешагнула рубежи нашей страны. В 16 лет она избрала и на всю жизнь осталась верна профессии, которая веками считалась недоступной для жен­ щин. Даже сегодня такие понятия, как женщина-летчик, женщина-космонавт, женщина-моряк, вызывают у нас чувство восхищения и даже удивления. А ведь в начале тридцатых годов прошлого столетия профессия моряка счи­ талась сугубо мужской. И именно она, Анна Ивановна Щетинина, развеяла это представление. В выборе будущей профессии Анна Щетинина ни минуты не сомневалась. В 1925 году окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Сомневалось в правильнос­ ти ее выбора руководство водного техникума, где Анне Щетининой было отка­ зано в стипендии как бесперспективной студентки. Поэтому она ночами рабо­ тала грузчиком в порту, кстати, наравне с мужчинами. Много шуток и откро­ венного пренебрежения пришлось пережить молодой девушке на пути к заветной цели, но ее характер был железным, а воля непреклонной. Всю свою жизнь она посвятила морю. Плавала практикантом на судах, матросом, штурманом. В возрасте 24 года Анна получила диплом судоводителя, а в 27 стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. Первое капитанское крещение она приняла в 1935 году. Из Гамбурга в Черное море, а затем в Петропавловск-Камчатский привела рыбопромысловый пароход «Чавыча». В 1938 году Щетинина была первым начальником Владивостокского рыбно­ го порта. Затем ее направили на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, где ее застала Великая Отечественная война. С первых дней войны Анна Ивановна — в рядах защитников Родины. В качестве капитана транспортных судов она участвует в боевых операциях на Балтийском море, перевозит военные грузы, эвакуирует раненых. В этих тяже­ лых и опасных рейсах проявился твердый и решительный характер капитана. В одном из рейсов, во время эвакуации из Таллина, Анна Ивановна коман­ довала пароходом «Сауле». В небе появились вражеские «юнкерсы». Полетели бомбы, взрывом был поврежден корпус, судовые трубопроводы. Вышла из строя рулевая машина, вспомогательные механизмы. Часть экипажа получила ране­ ния, были убиты несколько членов экипажа. Чтобы сохранить судно, капитан принимает решение, которое оказалось единственным правильным, — выбро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz