Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 123 караваны по трассам Северного морского пути. Он виртуозно окалывал заст­ рявшие во льду суда, преодолевал торосистые ледовые перемычки и умело брал суда на буксир через якорные клюзы (за «ноздри»). Ветераны, знавшие Хлебникова, вспоминали, что не было у него обиды ни на систему, ни на правительство, ни на чиновников, по вине которых он пере­ жил годы унижений и человеческой боли. Работая капитаном ледоколов «Ка­ питан Белоусов», «Капитан Воронин», «Ермак», он радировал из Арктики: «Мы горды тем, что наша страна, наш советский человек строит первое в истории человечества коммунистическое общество». При аресте органами МВД у капитана были изъяты ордена, значок «Почетному полярнику» и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За оборону Советского Заполярья». После реабилитации он неоднократно обращался с просьбой вернуть ему документы и награды. Ордена были воз­ вращены наградным отделом при Верховном суде, а удостоверения, значок и медали возвращены не были. Пришлось Ивану Дмитриевичу Папанину хода­ тайствовать перед вышестоящими инстанциями о возвращении капитану про­ фессиональных наград. В ноябре 1961 года в Мурманск вернулся из Арктики ледокол «Ермак». Тогда он провел свою шестьдесят вторую навигацию. Более 70 судов провел ледокол по трассам Северного морского пути. Капитан только на полгода был младше ледокола, который водил по арктическим трассам. Были в жизни капитана и курьезные рейсы. Так, в мае 1963 года ледокол стоял в Архангельске. В канун 1 Мая в город не завезли спиртное. По ошибке железнодорожников вагон со спиртным загнали на причал «Экономия». Ледо­ ход на Двине не позволял воспользоваться автотранспортом, поэтому остава­ лась одна надежда —ледокол «Ермак». Однако «Ермак» за всю свою ледоколь­ ную жизнь ни разу не заходил в устье Северной Двины по причине мелководно­ го Березового бара. Но о мастерстве лихого капитана Хлебникова знали ветераны. 30 апреля к капитану прибыла делегация руководителей города и военачаль­ ников с необычной просьбой. Такой «коньячный рейс» был риском для 62-летнего капитана Хлебникова, но он решился. Был сделан расчет полной и малой воды на трое суток, и ледокол благополучно миновал мели. Этот рейс, в котором «Ермак» выступил в роли Ганимеда —виночерпия богов, оказался его последним трудовым подвигом на благо трудящихся города Северодвинска. В 1965 году капитан ушел из Мурманского пароходства, был откоманди­ рован в Тикси на вновь принятый портовый ледокол. Но вскоре по состоя­ нию здоровья ушел на пенсию. В 1976 году Юрий Константинович Хлебников умер. А в 1982 году Мур­ манск встречал ледокол «Капитан Хлебников», построенный в Финляндии. Встретить его прибыл в заполярный порт сын капитана Игорь Хлебников. До самого Диксона прошел он на ледоколе. Этот морской путь среди льдов и ту­ манов проторил в тридцатые годы прошлого века его отец, подаривший ему и ледоколу свою фамилию —Хлебников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz