Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

102 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА капитаном В. И. Ворониным и О. Ю. Шмидтом на «А. Сибирякове» Севмор- путь с запада на восток в 1932 году, он же ходил с капитаном Н. И. Хромцо- вым в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко». Написала в Архангельск и неожиданно получила письмо от внучки М. М. Матвеева. И, наконец, у меня в руках личное дело старшего механика пароходов «Таймыр», «В. Русанов», «Садко» Матвея Матвеевича Матвеева. Читаю. Перед глазами проходит жизнь русского моряка, тесно связанная с историей освоения Арктики. Родился Матвей Матвеев в семье бедного крестьянина Тверской губер­ нии, вдали от моря. С восьми лет пошел работать по найму батраком. Но такой труд не приносил в дом достатка и, как только мальчику исполнилось шестнадцать, он уехал в Петербург искать работу. Его приняли кочегаром на буксирный пароход «Усердный», принадлежащий купцу Андерсону. Спустя несколько лет он перешел в Земкараван Петроградского порта, а затем был откомандирован на судах Земкаравана в Архангельский порт. Так фортуна накрепко связала юношу с морем, с Севером. В 1917 году Матвей окончил курсы механических знаний при мореходном училище, стал механиком, ра­ ботал на судах Северного морского пароходства. Побывал в разных странах мира, но заворожила моряка Арктика. Ее освоению посвятил он свою жизнь. Механиком был «от бога». И капитан Воронин, когда принималось решение об организации экспедиции по Северному морскому пути, пригласил Матвеева на должность старшего механика ледокольного парохода «А. Сибиряков». И не пожалел об этом. В рейсе четко работали все судовые механизмы. А когда в районе Колючинской губы ударами об лед были сломаны лопасти гребного винта и пароход дальше двигаться не мог, было принято решение —сменить обломки лопастей на новые. Машинной команде парохода под руководством Матвеева впервые в истории приходилось совершать такую операцию среди дрейфующих льдов, постоянно сдавливающих судно. Для того, чтобы механи­ ки смогли подойти к винту, был дан дифферент на нос —затоплен нос судна и задрана корма на шесть с лишнем метров. Однако ступица, на которой сидели остатки лопастей, была покрыта водой более чем на полметра. Механикам при­ ходилось работать под водой, температура которой минус один градус. Каждые три минуты менялись люди. С онемевшими руками они лезли по трапу наверх, оттирались спиртом и снова спускались вниз для продолжения работы. Нако­ нец, сняты старые лопасти, на их место поставлены и закреплены новые. Тя­ желая даже в доке процедура осложнялась постоянным движением льдов. Старший механик Матвеев все время на работе. Он измучен, устал, но в са­ мые ответственные моменты сам подменял механиков и спускался в воду. Операция продолжалась почти шесть суток без перерыва. Моряки пони­ мали, что они не имеют права на зимовку во льдах ни при каких обстоятель­ ствах. Они должны выполнить задание —пройти Северным морским путем за одну навигацию. Вся страна, весь мир следил тогда за той уникальной операцией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz