Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 101 Весной 1938 года из солнечной Одессы приехал в Мурманск и поступил камбузником на ледокол «Ермак» Павел Власович Мегер. Добровольно пере­ шел на дрейфующее судно. Освоил и добросовестно выполнял обязанности повара. Обладая веселым характером, он был всеобщим любимцем в экипа­ же. Во время Великой Отечественной войны служил на Карельском фронте в разведотряде. Геройски погиб в бою под Кандалакшей в январе 1942 года, когда разведотряд, вклинившись в оборону противника, попал в тяжелый бой. Павел Мегер с гранатой в руке бросился к вражеской огневой точке, увлекая за собой бойцов. Похоронен он в Мурманске на воинском кладбище. И, наконец, Виктор Харлампиевич Буйницкий. Немногие знают, что это тот самый Буйницкий, именем которого назван корабль погоды «Виктор Буй­ ницкий». Он дрейфовал с экипажем 812 суток и организовал систематиче­ ские наблюдения за льдами, атмосферой, океаном, работая порой при тем­ пературе -3 0—40 градусов. После завершения дрейфа он обрабатывал и го­ товил к изданию результаты исследований. Позже работал директором Арктического института, получил ученую степень доктора наук, звание про­ фессора. Буйницкий принимал участие в 15 полярных экспедициях, в том числе дважды ходил в Антарктиду на дизель-электроходе «Обь». И совсем забыт факт избрания его депутатом Мурманского горсовета. Сейчас историки спорят, стоило ли рисковать жизнью людей ради ста­ ренького, небольшого по мощности парохода? Можно согласиться с теми, кто утверждает, что не стоило. Нет сомнений —жизнь человеческая дороже. Но... эти люди работали ради науки, ради исследования высоких широт Арк­ тики. В результате самоотверженного труда тех, кто когда-то рисковал жиз­ нью, мы сегодня получили возможность грамотно и безопасно эксплуатиро­ вать уникальную трассу Северного морского пути. Матвей В Кубе С удьба этого человека заинтересовала меня с первых дней моей ра­ боты в музее. Листая Книгу почета арктического пароходства 50-х годов, я невольно заинтересовалась одним из моряков, под фотогра­ фией которого стояла подпись «Матвей Матвеевич Матвеев» и год рожде­ ния ...1882. Мужественное лицо, открытый взгляд и начисто выбритая голова. А да­ лее... поиски, расспросы. И вот удача! Да, это тот Матвеев, который прошел с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz