Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

ные агентства распространяются статус редакции, издателя, распро­ странителя и правовой режим средства массовой информации. Это значит, что на информационные агентства распространяются право­ вые нормы СМИ. Согласно абзацу третьему статьи 23 Федерального закона «О СМИ» при распространении сообщений и материалов информа­ ционного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Это правило предостав­ ляет неохраняемой правом интеллектуальной собственности инфор­ мации необходимую защиту от неправомерных публикаций. Стало быть, присвоение информации, а также публикация такой информа­ ции без ссылки или выдача журналистом за собственную информа­ цию, если она в действительности исходила от агентства, не является нарушением права интеллектуальной собственности информацион­ ного агентства. В этом случае нарушаются правовые нормы закона «О СМИ». Как правило, на получение информации редакции перио­ дических изданий заключают с информационными агентствами дол­ госрочные возмездные договоры. Многие информационные агентства не утруждают себя распро­ странением расширенной авторской информации о событиях, явле­ ниях, фактах. Если подобное случается, под распространяемой ин­ формацией агентства обязаны указывать не только свое имя, но и имя автора такой информации. Поскольку исключительные права на сооб­ щаемую информацию принадлежат этому агентству, а за сотрудником сохраняются авторские права в виде права на имя. С целью обеспечения свободного доступа журналистов к инфор­ мации в последнее десятилетие бурно развивается институт аккреди­ тации. Особенно это касается всех уровней органов власти, военных ведомств и других силовых структур. При этом свое развитие полу­ чил институт собственных и специальных корреспондентов печатных и электронных СМИ. На собкоров возлагается сбор, отбор и сообще­ ние информации о событиях в месте, территориально уделенном от места нахождения работодателя в виде агентства или средства массо­ вой информации. Как правило, спецкоры информационных агентств и средств массовой информации выезжают к месту событий в силу необходимости или чрезвычайных событий. Исходя из презумпции авторства, каждое сообщение журналиста необходимо рассматривать в виде произведения, которое является самостоятельным объектом авторского права. Многообразие литера­ турных жанров творческого труда журналиста позволяет ему найти наиболее интересное для читателя, яркое выражение в виде заметок, корреспонденций, статей очерков, фельетонов. Это уже литературные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz