Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

§ 1. Объемы интеллектуальных прав в информационных жанрах журналистики В традиционном понимании жанр - это форма внутренней ор­ ганизации литературного произведения для решения стоящей перед автором или журналистом конкретной творческой задачи. В целом же по отношению к искусству и культуре понятие жанра многогранно. Поскольку в основе любой творческой деятельности лежит удовлет­ ворение эстетических, творческих, физиологических и других по­ требностей творца. Разновидность информационных потребностей гражданского общества требует от автора использования различных приемов и методов. Не исключение и деятельность журналиста, что порождает разнообразие литературных и художественных жанров журналистики. В основе жанров журналистики лежат социальные потребности граждан в получении информации о государственной политике, экономике, о фактах или явлениях, а также о происходящих событиях в мире, стране, регионе или за забором у соседа. Профессиональное владение специфическим разнообразием жан­ ров раскрывает перед журналистом более широкие возможности для работы над информационным материалом или злободневной литера­ турной темой. Наибольшее по объему место на полосах периодической печати занимают информационные жанры в виде простой и расширен­ ной информации, интервью, заметки, отчета, репортажа или хроники. При этом не исключается и использование всего разнообразия форм информационных жанров в виде интервью-анкеты, интервью-портре­ та, пресс-конференции или брифинга на заданную тему и др. Статьей 1259 ГК РФ законодательно определено, что сообщения, имеющие информационный характер не подлежат правовой охране. Однако в нормативной формулировке присутствует и оговорка «име­ ющие исключительно информационный характер...». То есть законом определен необходимый объем информации для обеспечения охрано­ способности интеллектуальных прав автора. И действительно, не все информационные материалы являются неохраняемыми объектами интеллектуальной собственности, поскольку некоторые из них гораз­ до шире по объему, чем простая информация, содержат элементы раз­ вития литературной драматургии и отвечают на более широкий круг вопросов. В основе данного исследования информации в виде возможного объекта интеллектуальной собственности лежит аксиома об инфор­ мационном произведении, как о результате творческой деятельности журналиста. Дня определения охраноспособности информационно­ го произведения необходимо исходить из того, что это произведение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz