Иванова, Л. Л. Уроки литературоведения : учебно-методическое пособие для студентов-филологов заочной формы обучения, учащихся гуманитарных классов гимназий и школ / Л.Л. Иванова ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 2002. – 56 с.

мощью сравнений, ассоциаций, вставных эпизодов и т.д. В купринском тексте удачно сопоставление ураганного ветра, содрогающего крыши до­ мов, с тем, что «кто-то бегает по ним (кровлям дач) в подкованных сапо­ гах». Упоминание о погибших рыбаках раздвигает временно­ пространственные рамки текста («спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега»). Вопросы и задания 1. Выберите любой прозаический отрывок из М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака, Л. Толстого... 2. Объясните, в чем заключается «художественность», «поэтичность» вы­ бранного Вами текста. 3. Как Куприн создает реалистически точную и вместе с тем художест­ венно-образную, писатель передает статику и динамику изображаемо­ го? 4. С помощью каких слов передается звук, цвет, движение, психологиче­ ское состояние автора (или персонажа)? Выпишите глаголы (сказуе­ мые), прилагательные и причастия (определения), наречия (обстоятель­ ства...). Сделайте вывод о многомерности изображаемой писателем картины. 5. Считаете ли Вы, что по одному отрывку можно судить о даре художни­ ка слова в целом? 6. Охарактеризуйте возможности слова как основного средства создания художественного образа (смысла) в литературе. Итак, повторим, что литература - вид словесного творчества. По сути она представляет собой искусное плетение словесного кружева. Не­ случайно о поэзии легче говорить не на языке понятий, а с помощью самих поэтических фигур - метафор, сравнений, эпитетов. Вспомним, как Анна Ахматова «увидела» однажды сущность поэзии одного из своих собратьев по перу: Это - выжимки бессониц Это — свеч кривых нагар, Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар... Это - теплый подоконник Под черниговской луной, Это — пчелы, это — донник, Это — пыль, и мрак, и зной. (А. Ахматова «Про стихи Нарбута») Марина Цветаева с помощью сравнений пыталась постичь тайну имени Александра Блока. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz