Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

1.6 Выводы по главе Культура как часть картины мира отражает, по мнению ученых, са­ мосознание человека, изменяющегося в процессе рефлексии над ценностно значимыми условиями бытия человека [142, с. 18]. Языковой материал пе­ редает, по В. Гумбольдту, духовную настроенность говорящих на одном языке [46, с. 71]. Эти общеизвестные положения обретают особый смысл, когда речь идет о миноритарных и исчезающих языках. Как утверждают ученые, большей части языков мира грозит серьезная опасность исчезновения в ближайшие десятилетия. По наиболее осторожным оценкам, половина, а по наиболее пессимистическим прогнозам - до 95% языков могут исчез­ нуть к концу XXI века [54, с. 15]. Выживаемость таких языков подвергается сомнению, хотя оптими­ стичные прогнозы также присутствуют. Языки и культуры исчезают, пото­ му что они не востребованы в современном обществе, в эпоху модерниза­ ции и глобализации. Но невостребованность языка определяется и субъек­ тивными факторами, например нежеланием носителей языка им пользо­ ваться. М.В. Дьячков, описывая немецкий язык в Намибии, отрицает воз­ можность его постепенного отмирания. Ученый отмечает, что этот язык весьма комфортно чувствует себя в отведенной для него нише неформаль­ ного общения, он добросовестно выполняет свои обязанности и берет на себя именно те функции, которые были бы несподручны и неуместны для стандартного немецкого языка [49, с. 153]. По отношению к кильдинскому саамскому языку это утверждение тоже справедливо, по нашему мнению, но по другой причине. Критерии оценки социолингвистической ситуации (число носителей, языковое окружение, тип хозяйственной деятельности, воспроизводство языка, межнациональные браки, языковая политика государства, престиж языка, наличие письменности, роль средств массовой информации) позво­ ляют выявить степень сохранности языка, наметить пути его возрождения. Анализ современной социолингвистической ситуации с кильдинским саамским языком показал, что положение кильдинского саамского языка можно определить как critically endangered, но это не означает смерть язы­ ка. В современном саамском социуме кильдинский саамский язык пред­ ставлен, хотя и фрагментарно, в бытовом общении, в презентационных ме­ роприятиях (фестивали, Дни саамского языка, конференции и т.д.), в худо­ жественной литературе (см.: [10; 127]). Кроме того, большую роль в сохранении языка играет и самоиденти­ фикация личности с данным этносом. Данные Всесоюзной переписи насе­ ления 2010 года [39] свидетельствуют о желании саамов заявлять свою на­ циональность, то есть индентифицировать себя с саамским этносом. Опре- 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz