Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

Известно, что читатель, используя информацию, представленную в словаре, опирается на свое представление о предмете или явлении. Особый подход к психологии пользователя стал в работе основой для иного взгляда на классификацию словарей — когнитивно- коммуникативного . В настоящем исследовании предложено разделение словарей на лингвистические и нелингвистические в отличие от традиционного деления на лингвистические и энциклопедические. Деление словарей на лингвистические и нелингвистические основано на признаке форма/содержание, где форма — это слово во всей совокупности его грамматических характеристик, а содержание — это значение слова (по Ю. С. Степанову, предмет (реалия) как элемент материальной культуры) и его смысл (концепт как элемент духовной культуры). Классификация лингвистических и нелингвистических словарей, в свою очередь, строится на принципе наличие/отсутствие знаний носителя языка/культуры. Так, лингвистические словари в зависимости от пользователя- носителя/не-носителя знания представлены типами одноязычные — двуязычные, а нелингвистические — типами энциклопедические и культурологические словари (ориентация на знание носителя языка/культуры), а также страноведческие словари (ориентация на знание не-носителя языка/культуры). Двуязычный переводной словарь в этой классификации занимает особое место. Он должен быть одновременно и лингвистическим словарем, и страноведческой энциклопедией. Ориентация на знания не-носителя языка в двуязычном словаре должна определять и отбор слов в словнике, и признаки предмета в толковании слов, и принцип представления материала. Так, в представлении слов, обозначающих предметы материальной культуры, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz