Театральная жизнь.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ товарищ”. Но пройдет совсем немного лет, и молодой театр, сумев выбраться из идеологических пут, обратится к классике. 1935 год - Салтыков-Щедрин “Сказка о том, как мужик двух генералов про­ кормил”. А в 1936 году один за другим выходят спектакли “Хирургия”, “Канитель”, “Каштанка” - по Чехову, “Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголя и, наконец, “Руслан и Людмила” Пушкина. Поначалу все приходилось делать самим: кукол, декорации, на себе транспортировать спектакли в школы. Кроме всего, родивший­ ся театр на первых порах был необходим зрителям, но не на­ чальству. Делались попытки прикрыть это странное учреждение: непонятно, как театром управлять, да и пользы видимой никакой, материальных ценностей не производит, арт-разговоры ведутся не­ понятные. А если им зарплаты не давать, может, догадаются, уедут отсюда? И не давали, месяцами не платили, артисты выдержали; как выжили - история умалчивает. В нынешнее время многие из нас тоже живут без денег, выходит, дело знакомое. Когда затея с невыплатами провалилась, попытались зайти с другого конца: смета на год - 9 100 рублей, нате вам, выживайте. Выжили, исхитрились, делали спектакли на свои заработанные крохи. Театр год за годом креп, уже не четыре актера делали все за всех, появился художник, пригласили актеров, внимательно следили за драматургическими новинками. Из пьес той поры до сих пор в репертуаре театров страны можно увидеть две знаменитые: леген­ дарный “Гусенок” Н. Гернети “Красная шапочка” Е. Шварца. Однажды театр получил приглашение на Всесоюзный фести­ валь. Планировалось провести его летом, театр готовился, волно­ вался. В Москву не каждый театр, не каждый день приглашают, значит, есть за что. Готовиться-то готовились, но не поехали. Летом 1941 года праздник оказался неуместным. Казалось, неуместными стали и куклы, когда в стране горе, похоронки, отступления по все­ му фронту. Но куклы оказались нужны. Они отправились в госпитали, работали в прифронтовой полосе, было сыграно 400 спектаклей, подготовлено 102 постановки по материалам газет и журналов. До сего дня сохранилась кукла-Гитлер, она оживала в 1983 году на пя­ тидесятилетии театра - был восстановлен скетч Валентина Катаева. Да, наивно, да, несовершенно, но зло, хлестко, смешно. И если смея­ лись зрители в 1983 году, то можно представить, как хохотали бой- 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz