Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

И перед нами так и раскрывались его несокрушимые дей­ ствия и деяния. Это был сверхмощный механизм, чудодействен­ ная машина, которая не давала сбоев. То, что сделал этот человек, на такое можно было решиться только раз в жизни. Он решил­ ся... Увы, попытки с годами найти еще какие-либо сведения об этом удивительном человеке успеха не имели. Ну не мог же такой человек навсегда и запросто исчезнуть из истории Отечества и Мурманской железной дороги?! 30 января 1917 года, сразу после встречи с царем, Горяч­ ковский был уже в Архангельске на особом межведомственном совещании по устройству и развитию Севера. О том, кто при­ сутствовал, - прямо по ходу повествования. «Министр путей сообщения А. Ф. Трепов (председатель) предложил всероссий­ ский сбор средств на сооружение храма - памятника в Романо- ве-на-Мурмане. Предложение было поддержано царем Никола­ ем II, который якобы сказал: «Вполне сочувствую этой мысли». Святейший синод поддержал и учредил комитет по построй­ ке храма, но в чью честь, не уточнил. На совещании возникло сразу несколько предложений. Начальник строительства Горяч­ ковский как всегда имел особое мнение: «Новый каменный храм на тысячу людей - грандиозная работа государства по заверше­ нии сооружения Мурманской железной дороги». И, значит, па­ мятник строителям Трепов предложил назвать «храм - памятник испытаний 2-й Отечественной войны» (в российском обществе первую мировую войну уже называли второй Отечественной). Это были последние сведения о Горячковском из журнальных источников. А пока скромным памятником ему будут наши настойчивые и бескорыстные поиски. Сам факт наших усилий по отысканию новых сведений о нем должен быть лестен «главному строителю «Мурманки». Не много найдется людей даже в великой России, сведения о которых продолжают собирать, чтобы хотя и с опоз­ данием, но вписать их имена в число истинных, а не мнимых па­ триотов. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz