Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Энергия, напор и стремление увлечь за собой всю эту на­ чальствующую массу на местах (по нисходящей) немало способ­ ствовали, в свою очередь, энергичным действиям начальников участков, артельных старост, дорожных мастеров. Это был локо­ мотив на еще не построенной дороге, который двигал и толкал людей вслед за шпалами и рельсами. Торжественный день для него наступил 15 ноября 1916 года, когда вышел приказ «...по Министерству путей сообщения № 86, где штатный по Министерству инженер 5 класса, начальник ра­ бот по постройке Мурманской железной дороги, инженер пу­ тей сообщения, коллежский асессор Владимир Горячковский награждался орденом Святого равноапостольского князя Влади­ мира IV степени по завершении строительства линии железной дороги Петрозаводск - Романов-на-Мурмане». «Памятник» строителям от Горячковского А целью встречи с императором Николаем II 27 января 1917 года было выражение личной благодарности царя Горяч- ковскому за содеянное во благо России. Можем также предпо­ ложить, что на этой встрече Владимир Васильевич как патриот и как инженер, понимающий, что сооружение дороги в таком ав­ ральном режиме не отвечает требованиям технической эксплуа­ тации, вероятнее всего, ставил вопрос о ее достройке, то есть при­ ведению дороги к типу магистральных дорог и просил средства на эти работы. Вероятнее всего, что на этой монаршей встрече Николай II вручил Горячковскому орден Святого Владимира. За несколько последних лет мы просмотрели сотни и тысячи документов, связанных с этой великой стройкой. На многих из них энергичная, размашистая (под стать фамилии), выписанная до последней буквы подпись - В. Горячковский. С обожанием и трепетом всматривались мы в этот росчерк пера великого гра­ жданина России, железнодорожника по профессии и призванию. Воля одного человека, облеченного неограниченной властью. А как еще можно было добиться исполнения замыслов «стройки века»? Он контролировал все финансовые потоки, гордился до­ верием российского самодержца Николая II, Романова, и сделал в своей жизни почти невозможное - строительство железной до­ роги на Север было счастливо завершено. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz