Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Встреча на перегоне Испытание бывает не только войной, но и славой. Так это слу­ чилось в начале 1991 года, когда вспомнили, что назревает не шу­ точное событие, а именно 75-летняя годовщина со дня открытия Мурманской железной дороги. О том, что одно время она была Кировской, а теперь еще и Октябрьской, как-то не думалось. Для сотен тысяч ее работников и десятков династий в их душах она оставалась отнюдь не забытой «Мурманкой». Память об этом может уйти только через несколько поколений, и то, если мы не будем невеждами и не привьем нашим потомкам (как там старик путеец говорил?) правдивой истории о пути на Север, а пока еще живы дети и внуки первых строителей и пришедших к ним на смену рабочих и специалистов-железнодорожников, и они уж точно не дадут соврать. Первую робкую попытку отметить юбилей Мурманское отде­ ление предприняло в 1966 году, когда дороге и отделению ис­ полнилось 50 лет. Попытка действительно была робкой, ибо об этом событии никто на отделении дороги не помнит, как мы ни пытались растормошить людей на воспоминания. Попытка № 2 случилась в 1986 году, и опять незадача. Если праздновать 70-ле- тие дороги в этом году, то в следующем 1987 году уже 150-ле- тие Октябрьской, т. к. она ведет свой отсчет с Царскосельской, с 1837 года. Была причина и местного масштаба. Как известно, дорога и город Мурманск - ровесники, и все внимание местные власти уделили 70-летию города. Выходило, что юбилей Мур­ манского отделения дороги - это испытание на прочность. Как это и произошло в 1991 году. Другое дело 75 лет... Тут совпало все: стабильная работа отде­ ления дороги, разумные и перспективные планы на будущее и предчувствие чего-то огромного, всепоглощающего ощущения тревоги. Но именно это чувство тревоги толкало всех хоть раз в жизни, в последний раз (пир во время чумы) собраться всем вместе. Но об этом подумали и проанализировали уже потом, через годы, когда оформились межгосударственные границы со­ юзных в прошлом республик. А пока в приподнятом настроении все готовились к 75-летию Мурманской железной дороги и Мур­ манского отделения дороги в том числе. Героями дня становились путейцы, ибо за точку отсчета совместно с Петрозаводским отде­ лением дороги приняли день стыковки, или соединения, двух ча­ стей дороги, идущих с севера и юга, и наконец 3 ноября (16-го по 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz