Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Колонизация Обнищавшая от войны и внутренних неурядиц Мурманская железная дорога с позволения руководства страны (вышло спе­ циальное постановление Совета Труда и Обороны - СТО) ре­ шилась в полной мере использовать естественные богатства Мурманского края: рыбу, лес, морского зверя, богатства недр и, наконец, незамерзающий порт. Связующим звеном в этой цепи стали железнодорожники. Выход был такой - колонизация края, то есть за счет освое­ ния и эксплуатации прилегающих к дороге территорий наладить разработки леса, полезных ископаемых и этим изыскать средства на содержание и реконструкцию своего хозяйства. А для этого дороге нужно было в кратчайшие сроки заселить пустующие пространства людьми, специалистами, дать им работу, кредиты, питание, жилье и бытовые условия. 15 декабря 1924 года в Петрозаводске проходил V Всека- рельский съезд, где впервые прозвучал девиз: «Мурманская же­ лезная дорога - колонизационная ось края». Этому предшество­ вала огромная подготовительная работа, ибо дороге предстояла несвойственная ей функция - стать организатором заселения колонистами пустующих земель, обеспечить их всем необходи­ мым, обучить их железнодорожному ремеслу (если кто пожелает стать железнодорожником) и самое главное - обеспечить каждо­ го колониста стабильным заработком. Конечно, дорога была за­ интересована в том, чтобы в первую очередь приезжающие шли на железную дорогу, особенно в службу пути. Переселенцы - колонисты освобождались от всех налогов и на 10 лет получали право на отсрочку от военной службы. Со временем, а отсчет шел не на годы, а на месяцы дорога становит­ ся не только колонизационной, но и организатором промышлен­ ности и сельского хозяйства на Севере. Она становится комби­ натом, единым транспортным механизмом. Тогда-то и получил он название - промышленно-транспортно-колонизационный комбинат (просуществовал до 1930 года). Начали с пути. Вот тут-то и сказали свое слово путейцы. Вследствие цинги руководство дороги решило отказаться от ко­ мандированных и добилось, чтобы на Северном участке рабочие и служащие железнодорожники оседали на местах «на постоян­ но». В июле 1923 года были подготовлены участки для пересе­ ленцев, в первую очередь для железнодорожников, желающих 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz