Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

37 рублей 30 копеек (4-е место по дорогам СССР). По Управлению дороги - 46 рублей 56 копеек, по локомотивному хозяйству - 46 рублей 61 копейка». Данных по путейцам нет. К 1927 году определился наконец состав, или штат, путейско­ го участка. Он включал в себя (на примере 5-го участка службы пути Мурманской железной дороги):« Администрация и контора 5-го участка. Начальник участка - 1, помощники начальника - 2, старший дорожный мастер - 1, бухгалтер - 1, счетоводы - 8, зав. канцелярией - 1, конторщики - 2, техники - 2, кладовщик - 1, дорожные мастера - 10, артельные старосты - 30, подартельные старосты - 30, мостовой наблюдатель - 1, смотритель зданий - 1, помощник - 1, табельщики - 11. Всего 104 человека. Начальник 5-го участка службы пути Попов Александр Иванович». Трудно и почти невозможно отыскать знаменитых и потомственных путейцев, особенно в 20-е - 40-е годы, например, монтеров пути, и тому есть вполне конкретное и веское объясне­ ние: как только путеец проявлял себя как специалист, его тут же продвигали по службе. Иной раз очень поспешно и неразумно, но время было такое. А на путейцев во все времена спрос был настолько велик, что только бы не упустить настоящего знатока путейского дела и вовремя не продвинуть его по служебной лест­ нице. Для примера, поделимся сведениями о специалистах в 1927 году хотя бы одного, 1-го участка: «начальник участка Ану- чкин Даниил Иванович, помощник начальника участка - Берг Ян Андреевич, начальники дистанций (ПЧ): ПЧ-2 - Ильин Лев Михайлович, ПЧ-3 - Шумский Антон Эдмундович, ПЧ-4 - Огладин Иван Михайлович, ПЧ-6 - Болдаков Александр Ефи­ мович, ПЧ-7 - Константинов Василий Николаевич, ПЧ-8 - Пав­ лов Иван Павлович, ПЧ-9 - Мамзин Николай Матвеевич». Среди служащих Северного участка железной дороги был большой процент так называемых «ссыльных». Проштрафив­ шегося специалиста с другой дороги в наказание направляли на Север. Это было достаточно суровое наказание: резкая сме­ на климата, витаминное голодание и в результате - заболевание цингой. Именно тогда и стал вопрос о ее консервации, но тут же выяснялось, что терял свое значение незамерзающий Мур­ манский порт. Было от чего озаботиться. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz