Грушенко, Э. Б. Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике / Э. Б. Грушенко, А. М. Васильев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. - 90 с. : ил., табл.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА Государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма. Прежде всего это подразумевает создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка. В постперестроечный период по мере формирования в экономике России рыночных отношений государство предприняло ряд попыток регулирования этой отрасли, если иметь в виду создание и принятие в 1990-х гг. ряда федеральных законов и других правовых актов, в которых конкретизировались отдельные вопросы туризма, правда, в большей мере внутреннего. Россия, обладающая богатейшим культурным и историческим наследием, уникальными ландшафтами и являющаяся привлекательным объектом не только внутреннего, но и международного туризма, по ряду причин еще далека от реализации своего потенциала в качестве туристской дестинации. Занимая в 2010 г. 19-ю позицию в мире по абсолютному размеру инвестиций в сферу туризма, Россия по их доле в общем объеме инвестиций занимает одно из последних мест. По оценке международных экспертов, по приему иностранных туристов (2 млн в год) Россия занимает в мире лишь 59-е место, притом что это самая большая по территории страна на планете [1]. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере туризма, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [87], который не соответствует сегодняшнему состоянию отрасли, не позволяет ей развиваться. Закрепленные в нем положения о том, что туризм является одним из приоритетных направлений национальной политики, являются декларативными и не поддерживаются законодательно. Ключевые направления государственного регулирования туристской деятельности по поддержке и развитию внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма так и остались нереализованными. Названные виды туризма остались без поддержки, а туризм в России так и не стал пока экономически выгодной бюджетообразующей отраслью. В меняющейся России закон 1996 г. стал быстро устаревать: возникли новые экономические условия, сформировались новые правовые принципы и положения, все более осознавалась необходимость принятия нового федерального усовершенствованного закона. В начале XXI века туристская политика государства по-прежнему базировалась на теоретических принципах и программных установках, сформулированных еще в середине 1990-х гг. Так, например, принятая в 1996 г. Правительством России Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации на 1996-2005 гг.» [50] также была не выполнена и в 2004 г. •была прекращена. За годы реализации программы не удалось обеспечить продвижение национального туристского продукта на внешнем рынке из-за отсутствия реального финансирования на подготовку и издание базового пакета некоммерческих рекламно-информационных материалов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz