XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава I. Флоты Л- МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ В 2020 году Архангельский и Мурманский траловые флоты отметили 100-летие - именно с 1920 года, после восстановления советской власти на Севере, ведет свое летоисчисление Траловый флот России. Перевод флота в Кольский залив и строительство тралбазы в Мурманске позволили тралфлотовским судам начать круглогодичный лов рыбы в Баренцевом море. В начале 1930-х годов флот стал интенсивно расти и перед рыбаками Мурмана были поставлены новые, более масштаб­ ные задачи. Весной 1931 года приказом Народного комиссариата снабжения был создан Севтралтрест Севсоюзрыбы (Всесоюзного объединения рыбной про­ мышленности и хозяйства Севера). Северный траловый трест занимался ис­ ключительно траловым промыслом и принимал участие в обработке сельди в период ее лова. В Севтралтресте было организовано 5 управлений: промыс­ лового флота, рыбопереработки и сбыта, кадров и быта, подсобных предпри­ ятий, капитального строительства. Основным звеном являлось управление промыслового флота, которое руководило работой траулеров, погрузо-раз- грузочной конторой, тралово-такелажной мастерской и плавсредствами рыб­ ного порта. С января 1932 года в Мурманск стали приходить траулеры отечествен­ ной постройки, и к своему пятнадцатилетию траловый флот насчитывал 25 судов, построенных на Северной верфи в Ленинграде. 2 апреля 1932 года приказом Наркомата снабжения СССР в едином управлении сконцентрированы руководство и обслуживание тралфлота: были установлены должности главного капитана и главного инженера флота. Судовые экипажи закреплялись за определенными тральщиками. Начальник управления тралфлота считается первым заместителем управляющего тре­ стом. По сути дела, Мурманский траловый флот становится самостоятель­ ным предприятием. В 1934 год рыбный Мурман вошел единым трестом «Мурманрыба», ко­ торый был подчинен московскому Главному управлению рыбной промышлен­ ности Северного бассейна (Главсеврыбпрому). В Мурманрыбу самостоятель­ ными хозрасчетными организациями входили МТФ и предприятия береговой инфраструктуры. В 1934 году Мурманский тралфлот насчитывал 60 судов, в основном новых, постройки последних лет. На период зимней навигации на Мурманск базировались также семь траулеров Севгосрыбтреста (Архангельск). Если приплюсовать к этому составу суда обслуживающего флота (портовые и спа­ сательные буксиры и траулеры, используемые из-за плохого состояния корпу­ са и машины для транспортных целей), то тралфлотовская флотилия насчи­ тывала до 75 единиц плавсредств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz