XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия СУДОВЕРФЬ (МСВ Мурманская верфь берет начало от меха­ нических мастерских, которые впоследствии стали цехом построенного на Халдеевом мысу Кольского залива судоремонтного завода (СРЗ). В 1937 году при объединении завода с верфью деревянного су­ достроения была создана Мурманская судострои­ тельная и судоремонтная верфь (МССВ) треста «Мурманрыба». В дальнейшем происходили другие структурные изменения. И все же у мурманского судоремонта три ос­ новных «корня» - мехмастерские, верфь по выпуску малых промысловых су­ дов и СРЗ. Именно с них мы и начнем повествование о зарождении и станов­ лении Мурманской судоверфи*. ) Мехмастерские Свое летоисчисление МСВ начинает с 1 декабря 1924 года. В этот день в арендованные Севгосрыбтрестом механические мастерские**, пере­ веденные из Александровска в Мурманск, в междурейсовый ремонт были по­ ставлены два рыболовных траулера. Следует отметить, что по договору арен­ ды вместе с мастерскими передавались и электрическая станция, и установки парового отопления, и два жилых дома для размещения рабочих и служащих, а также сарай, пристань длиной 30 сажень и даже декавилька (узкоколейка) между пристанью и железной дорогой. * Основным источником при подготовке данной статьи стала книга В. П. Семенова «Мурманская судоверфь: годы, люди, события». Мурманск, 2004. ** Различные источники уточняют, что это были Ксениевские мастерские. Действительно, с 1916 года в Александровске находилась перегнанная из Владивостока плавмастерская «Ксения». Это была мощная по тем временам самоходная плавмастерская, штат которой первоначально на­ считывал до 120 рабочих на литейных, токарных, поковочных операциях по ремонту и обору­ дованию судов, портовых приспособлений и машин. Плавмастерская «Ксения» стала одним из центров подготовки восстания 1920 года на Мурмане. Но в 1921 году она погибла, участвуя в 1-й Карской экспедиции. Возможно, что какая-то часть станков и оборудования, снятых с «Ксении» и оставленных на берегу, в дальнейшем и была доставлена в Мурманск. Но, конечно же, не сама плавмастерская. (Примечание автора-составителя.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz