XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ 1 января 1965 года в Мурман­ ске в системе главка «Севрыба» было создано специализированное рыбохо­ зяйственное предприятие - управление приемотранспортного и рефрижератор­ ного флота «Севрыбхолодфлот». Вспомним, что к концу 1940-х годов в ходе научно-промысловых рей­ сов была подведена научная база для широкомасштабного промысла сельди в отдаленных от Мурманска севе­ ро-западных районах Мирового океана. Начиная промысел сельди в районе Шпицбергена, рыбаки, следуя за косяками рыбы, постепенно смещались в сторону Фарерских островов. Основной проблемой была нехватка плавбаз. Из-за этого первые годы экспедиционной работы стали временем упущен­ ных возможностей. «Имей мы достаточно плавбаз, то могли бы выловить сельди примерно в два раза больше», - скажет впоследствии флотоводец Г. М. Бородулин*. Постепенно ситуация менялась в лучшую сторону. На промысле не только увеличилось количество плавбаз, но и изменились методы работы с ними. Уже в середине 1950-х годов, впервые в мировой практике, были осу­ ществлены швартовки траулеров к плавбазам в открытом море, что позволи­ ло более эффективно использовать флот. Если говорить о крупнотоннажных судах, то сначала рейсы у первых БМРТ были автономные. Траулеры типа «Пушкин» брали на борт 610-700 тонн рыбы, а затем возвращались обратно в порт. Это было непродуктивно, ведь расстояние от Мурманска до новых районов СЗА (у Ньюфаундленда) составляло около трех тысяч миль, на преодоление которых уходило 40-45 % рейсового времени. При удовлетворительной сырьевой базе время нахожде­ ния БМРТ на промысле ограничивалось количеством замороженной рыбы, вмещавшейся в рефрижераторные трюмы, тогда как запасы топлива и воды позволяли судам находиться на промысле примерно в полтора раза дольше. Но куда было девать рыбу, чтобы освободить емкости трюмов для последу­ ющих уловов? Требовалось снять в море с БМРТ мороженую рыбу и снаб­ дить траулеры картонной тарой. Требовались транспортные рефрижераторы специально для рыбной промышленности, строительство которых началось в Николаеве в начале 1960-х годов. Становилась все более очевидной необходи­ мость создания на Северном бассейне специализированного рефрижератор­ ного приемотранспортного и перерабатывающего флота. Севрыбхолодфлот должен был взять на себя переработку рыбы в море и ее транспортировку на берег. Разбросанные по разным флотам и пред­ приятиям - Мурмансельди, МТФ, Архангельскому тралфлоту, рыбному порту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz