XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАЛОВЫЙ В 1920 году 12 национализиро­ ванных тральщиков составили траловую флотилию Беломорского управления ры- бо-звериных (зверобойных) промыслов. Тральщики, арендованные в 1919 году у военного ведомства рыбопромышлен­ ником Беззубиковым и Архангельским Центросоюзом, зимовали на Западном Мурмане в Порт-Владимире и на Вос­ точном побережье - в Порчнихе. С боль­ шим трудом эти суда удалось вернуть в Архангельск и успеть сделать несколько промысловых рейсов, которые дали в навигацию 1920 года 17 тысяч центнеров рыбы*. Датой образования как Архангельского, так и Мурманского тралово­ го флота считается 29.06.1920 - именно в этот день в первый промысловый рейс вышел Т-30 под руководством капитана М. А. Викмана. Начало созданию тралового флота на Севере России было положено Декретом СНК СССР от 26.02.1920 «О реорганизации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России». Этим декретом учреждались местные террито­ риальные органы, подотчетные Главному управлению по рыболовству. После создания в 1924 году Севгосрыбтреста и перевода траловой флотилии в Кольский залив начался новый этап развития флота: промысел становится круглогодичным, в Мурманске строится современная, рассчи­ танная на перспективу траловая база с рыбоперерабатывающими и судоре­ монтными предприятиями, бондарным и тарным заводами, холодильными и утилизационными установками. Растет рыбный порт, у причалов которого обрабатываются более мощные рыболовные траулеры. Траловый флот по­ полняется как зарубежными, так и отечественными судами. Весной 1931 года приказом Народного комиссариата снабжения был создан Севтралтрест Севсоюзрыбы (Всесоюзного объединения рыбной про­ мышленности и хозяйства Севера). Северный траловый трест занимался ис­ ключительно траловым промыслом, в едином управлении которого вскоре были сконцентрированы руководство и обслуживание тралфлота. По сути дела, Мур­ манский траловый флот становится самостоятельным предприятием. В июне 1933 года ЦК ВКП(б) и Советское правительство, учитывая хо­ датайство партийных и советских органов г. Архангельска, приняли решение о создании Архангельского тралового флота, в составе которого было 20 тра­ улеров. * http://www.oaoatf.ru/ Официальный сайт «Архангельский траловый флот. Опыт, традиции, ка­ чество».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz