Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ятный случай для практики наших людей? Мы обратились к начальнику экспедиции, и он согласился взять на борт судна по одному человеку с каждого промыслового траулера. К сожалению, из этой затеи ничего не получилось. Как только «Дельфин» вернулся из плавания, все «практиканты» разбежались. Видимо, траловый промысел пришелся им не по вкусу. И не удивительно, команды наших траулеров были набраны, что называется, с бору по сосенке. Были здесь и рыбаки с Летнего берега, никогда не выходившие в открытое море, и мезенские зверобои, и люди, совершенно не знакомые с морскими промыслами. Нужда, царившая в дореволюционной деревне, оторвала их от земледельческого труда и заставила искать заработка на море. Но вот приехали инструкторы. Прибыло и траловое снаряжение. Приняв на борт тралы, «Навага» вышла в море... Решили искать рыбу у мыса Канина. Приготовили трал к спуску, но тут на судно налетел шквал. Я решил, что шквал - явление недолговременное и закреплять трал на палубе не стоит, переждем и начнем ловить. Однако шквал перешел в шторм, и на палубу стали нака­ тывать валы, угрожая снести трал за борт. А в этом случае он неизбежно намотается на винт, и произойдет авария судна. И вот, привязав себя к надстройкам, моряки по пояс в воде стали крепить трал. Не успели они окончить эту работу, как - новая беда. Волна сорвала с места железную бочку для граксы, и она, носясь с невероятным грохотом по палубе, ударялась о борт и надстрой- I ки. Пока укрощали это грохочущее чудовище и исправляли снесенный бочкой вентилятор, в щ кормовых помещениях набралось столько воды, что она покрыла обеденный стол в салоне. ( | Это было не только неприятно, но и крайне опасно, так как вследствие раскачивания судна вода била в переборки кают и систематически разрушала их. Я объявил аврал, и, рас­ тянувшись цепью, моряки всю ночь вычерпывали ведрами воду. Выдержав борьбу со штормом, мы быстро исправили все повреждения и продолжали промысел. И только придя в порт, узнали, что траулер «Палтус», попавший в шторм одновре­ менно с нами, вынужден был спешно вернуться назад, так как у него вода, залив кормовые помещения, разрушила все переборки. В таких условиях вели мы в то время промысел. «Техника» лова была несложна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом стано­ вилась вдоль борта и, приноравливаясь к волне, под напев «Дубинушки» тащила сети. Этот способ был не только малоэффективен, но и опасен. Это я испытал на самом себе. Дело было так. Стоял ясный сентябрьский вечер. В лучах заходящего солнца ясно выделял­ ся мыс Канин. Из-за сильного южного ветра некоторые суда прекратили промысел. Но мы ч. продолжали ловить. Вот наступило время поднимать трал. Мы выстроились вдоль борта, затянули «Дубинушку». Сначала все шло как обычно, но вдруг большая волна положила судно на подветрен­ ный борт, сети рвануло, и команда не удержала их, отпустила. Один лишь я не успел сделать это и вместе с тралом был сброшен за борт. Очутившись в воде, я попытался вынырнуть, но сверху была сеть. Оставалась одна на­ дежда - добраться под водой до кромки трала. Но хватит ли в легких воздуху? На мое сча­ стье в ту минуту, когда я очутился за бортом, на палубу вышел штурман. Он быстро принял необходимые меры, и меня благополучно извлекли из воды. В другой раз я отделался не так дешево. В 1923 году в свой первый рейс мы вышли в конце мая, после того, как Белое море очистилось ото льда. Придя на место лова, опустили трал, но он пошел неправильно и завернулся. Второй и третий спуск дали те же результаты. , . Я понял, что марки на ваерах размечены неправильно. И действительно, на одном ваере ' - * • ' ^ 1 - 7 " '•--■’ Г Ѵ - - , - ■** SV ' ' > > • * - ' ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz