Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

МИХОВ Федор Михайлович 1887, с. Кушерека Архангельской губернии -20.03.1960, г. Мурманск Капитан и инженер Мурманского тралового фло- Окончил трехклассную приходскую (1899 год) и Я | двухклассную мореходную (1907) школы в Сумском по- саде на Карельском берегу. Зуйком, поваром, матросом Щ * ' И | промышлял на судах купца Демидова на Мурмане. С марта 1919 года капитан траулера «Навага» Архангель- ского отделения Центросоюза. С установлением на Севере советской власти и на- ционализацией траулеров работает в траловом флоте. 30 июня 1920 года вывел из Архангельска на промысел ‘ рыболовный траулер Т-39 «Зубатка». За четыре промыс- ■ ловых дня добыл 22 тонны рыбы. В 1923 году Ф. М. Михов во время спуска трала по- лучил тяжелую травму левой руки, после перенесенной операции был назначен заведующим тралово-такелажной мастерской. Затем еще 5 лет хо­ дил на промысел на траулере «Скат», а с 1930 года работает на берегу в промысловом от­ деле флота, с 1934-го - руководитель группы орудий лова. Разработал отечественные 11-, 12-, 15-, 18-, 25-, 31-, 34- и 39-метровые тралы, подал десятки рационализаторских предложений по их совершенствованию. Автор конструкций распорных траловых досок с высокими гидродинамическими качествами. Автор первых по­ собий по тралам: «Траловое дело» (1930 год), «Устройство трала и работа с ним» (1937 год), «Сборник по тралам и траловому вооружению». Награжден орденами Ленина, «Знак Почета», медалями. Вышел на пенсию 20 сентября 1955 года. Похоронен в Мурманске (могила затерялась). ТРАУЛЕР «НАВАГА» И ЕГО ЭКИПАЖ Из воспоминаний Ф. М. Михова В то время, когда мне предложили вступить в командование рыбопромысловым тра­ улером «Навага», я не имел ни малейшего представления ни о траловом промысле, ни о самих траулерах. Однако люди, приглашавшие меня на должность капитана, не видели в этом никакой помехи. Придя в порт, я не без труда разыскал занесенную снегом «Навагу», тщательно осмо­ трел ее и пришел к заключению, что имею дело со старым и запущенным судном. В таком виде оно не годилось даже для выхода в море, а уже о промысле и говорить нечего. Было это в марте 1919 года. В апреле на судно начала прибывать команда, и мы при­ нялись за ремонт. Обшили досками трюм, устранили в нем переборки, соорудили рулевую рубку. Но о том, как взяться за основную работу - за подготовку промыслового вооружения, ни я, никто из команды не знал. Я обошел стоявшие в порту траулеры, внимательно осмотрел все сохранившиеся на ^ них приспособления для тралового промысла и на основании этого осмотра стал вооружать € • свое судно. Между тем мы узнали, что, как только откроется навигация, в море выйдет тра­ улер научно-промысловой экспедиции «Дельфин». Можно ли было найти более благопри- ■ ' •• •* ^ ' / V * 4 * Аѵ* « .’С* * *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz