Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

БРЕЙТФУС Людвиг-Готлиб (Леонид Львович) 19.11.1864, г. Санкт-Петербург -20.07.1950, г. Бад Пирмонт, Германия г Русско-немецкий гидролог, гидрограф, географ, исследо­ ватель Баренцева моря. Окончил в Берлине политехникум и университет. Учился и в Петербурге. Был членом Полярной комиссии Академии наук России. С 1898 года - в Мурманской научно-промысловой экспе­ диции, которая положила начало научному изучению северных морей, в 1902-1908 годы руководил ею. «Те шесть л е т, которые я провел безвыездно на Мурма­ не, - писал он впоследствии, - послужили для меня хорошей морской практикой и позволили познакомиться с тем , ч т о приходится на долю моряка на небольшой палубной яхте в зимнее и осеннее плавание, в крепкий ш торм со снегом и моро­ зом». Тепло отзывался о людях Мурманского края, отмечал их доброту, трудолюбие, любовь к своей земле. Автор и составитель ежегодных отчетов Мурманской научно-промысловой экспедиции, книг и статей по рыбным и звериным промыслам, гидрологическим, гидрографическим и промысловым исследованиям северных морей, по экономике, статистике и мореплаванию. Одновременно, в 1902-1910 годах, являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасения на водах и ведал работой этих станций. Изучал историю иссле­ дования Севморпути, разрабатывал проекты оборудования его портами, складами, связью. Заведовал гидрометеорологической частью управления Севморпути, был главным гидро­ графом. Создавал первые полярные станции в Карском море. Годы Гражданской войны Брейтфус провел на территории, занятой белыми. В 1918 году приказом начальника Главного гидрографического управления (ГГУ) он был снят с должно­ сти заведующего главной гидрографической службой ГГУ в связи с невозвращением из ко­ мандировки на Мурман, занятый англо-французскими войсками. В 1920 году Брейтфус был командирован в Норвегию для снаряжения экспедиции по спасению ледокола «Соловей Будимирович», затертого во льдах. После загрузки углем и продовольствием ледокол отправился в Архангельск. Его усилиями из Англии был также по­ лучен ледокол «Святогор», совершивший летом 1920 года экспедицию в Карское море. Находясь в Норвегии, Брейтфус принял решение не возвращаться в СССР и в начале 1921 года перебрался в Берлин, где возобновил работу в Берлинском зоологическом музее, занимался написанием обзорных историко-географических исследований полярных обла­ стей и изданием журнала Международного научного общества по изучению Арктики воз­ душными средствами - «Аэроарктика». В 1923 году консультировал организаторов опера­ ции по спасению экипажа У. Нобиле на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию в районе Шпицбергена. В 1931 году руководил обработкой материалов, собранных международной экспедицией в советскую Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин». С приходом Гитлера к власти «Аэроарктика» прекратила работу. Брейтфус занялся на­ писанием «Обзора полярных путешествий», содержавшим сведения о 3000 полярных путе­ шествиях. Однако объёмная рукопись сгорела в издательстве. С 1945 года до конца жизни работал в Гидрографическом институте в Гамбурге. Автор более 200 научных трудов, свыше половины из которых написаны по-русски и не утратили своего значения по сей день. Оста- вил мемуары. Именем Брейтфуса названы мысы на Земле Франца-Иосифа и Новой Земле. ■Jjk

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz