Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

2. Рыбопромышленники Первыми рыбопромышленниками Севера в данном случае мы называем предприни­ мателей, которые попытались шагнуть вперед и, отойдя от кустарно-сезонного промысла рыбы, заняться траловым ловом. Для начала напомним, что из себя представляет сам трал. Это буксируемое судном мешкообразное отцеживающее орудие лова. Первыми его изобрели англичане, хотя сла­ вяне, и, очевидно, не только они, испокон веков в реках и озерах пользовались бреднем, который вполне можно считать примитивным «ручным тралом». В английских документах 1376 года упоминается сеть, растянутая в поперечном направлении распорным шестом (би- мом) длиной около трех метров и оборудованная для перемещения по грунту салазками. Это так называемый бим-трал. В середине XIX века длина бима возросла до 15 метров, а в 1870-х годах появились распорные тралы (оттер-тралы), горизонтальное раскрытие которых обеспечивалось специальными досками. Современные тралы, конструкция которых сформировалась в XX веке, делятся на дон­ ные, придонные и пелагические (разноглубинные). Тралы, буксируемые двумя судами, на­ зываются близнецовыми. Трал состоит из «крыльев» - залавливающей сетной части, мотни, мешка и кутка, служащего для накопления и выборки-выливки улова. «Устье» трала образу­ ют верхнее и нижнее сетные полотна, посаженные на подборы - стальные канаты. Верхняя подбора оснащается кухтылями, нижняя - грузом, что обеспечивает вертикальное раскры­ тие трала. Для увеличения прочности сетную часть трала снабжают системой тросов, назы­ ваемой остропкой трала. Продольную прочность всей конструкции обеспечивают канаты-то- пенанты... Для тех, кто знаком с парусным вооружением корабля, все эти названия-термины известны. По сути дела и сам трал можно назвать подводным парусом, который, в отличие от верхнего, обычного, ловит не ветер, а рыбу. И является не движителем для судна, а его плавучим якорем: опять-таки для яхтсменов вещь вполне обыкновенная и используемая для снижения хода корабля в том случае, когда нельзя убрать паруса... Существенное развитие траловый промысел получил в середине XIX века в Северном море, причем промысел велся на парусниках. Первыми паровые суда для рыбного лова при­ менили французы и американцы в середине 1860-х годов. В Англии первый паровой рыбо­ ловный траулер спустили на воду в 1870 году, затем, во второй половине 1880-х годов, паро­ вые траулеры появились в Голландии и Германии. Перед Первой мировой войной у немцев траловый флот насчитывал свыше трехсот судов. На рубеже XIX и XX веков, когда вышел в море траулер «Андрей Первозванный», рыб­ ная промышленность России носила кустарный характер, то есть рыбаки работали в при­ брежных водах по старинке, в основном ярусом. Только в мае 1905 года капитан Н. Л. «опы­ тов на зафрахтованном норвежском судне «Эрлинг» стал вести самостоятельный морской промысел рыбы. Первый русский траулер «Опыт», приобретенный в Англии, вывел в море в 1907 году архангельский купец Белявский. Несколько позже на рижских промышленников братьев Малинковых стали работать траулеры «Николай» и «Брейн»*. Начиная с 1910 года траловым промыслом на русском Севере занялась фирма К. Ю. Спаде. Пока российские предприниматели только начинали новое для себя дело и пытались при этом воспользоваться результатами экспедиции Н. М. Книповича, англичане и немцы ор­ ганизовали в Баренцевом море крупномасштабный траловый промысел. Почему так полу­ чилось? Капитан Николай Лукич Копытов по этому поводу имел свое мнение. Он считал, что «Мурманско-научно-промысловая экспедиция с 1898 по 1907 год, в особенности в начале своей деятельности, безусловно, пролила свет на познание запасов естественных богатств *А. Е. Волков, «Незаметные герои (траулеры в составе Советского флота)». 2011. 1 ѵ / Ѵ І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz