Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

✓ г 0 г - Коч «Помор», Баренцево море, 1989 год Трудно спорить со знатоком Севера Б. И. Кошечкиным, но карелы, а если точнее, то народы, населяющие территорию современной Карелии, никогда мореходами не были. Да, они без труда плавали по самым крупным в Европе Ладожскому и Онежскому озерам, соз­ дали свой тип надежной парусно-весельной лодки - «кижанки». А тип судна, который мож­ но назвать как «лодья поморская», получил распространение по всему побережью Белого моря лишь с колонизацией его русскими людьми. Вскоре для дальних странствий первопро­ ходцам потребовались не только мореходные, но и способные выживать во льдах «кочевые суда» - кочи. Как же выглядело поморское деревянное судно для ледового плавания, на котором вплоть до XIX века «бежали под парусом» и «ходили гребью» по неласковым северным морям первопроходцы? Выбор формы древнему масте­ ру диктовали условия плавания в Арктике. Пробиваясь на север к богатым пушниной и морским зве­ рем местам, мореходы шли вдоль кромки ледяного припая, подчас им приходилось зимовать на не­ обитаемых островах. Малая осад- Й - ка, плоскодонность кочей позво­ ляли при неблагоприятной погоде выволакивать корабли на лед, однако на переходе по чистой воде выявляли и ряд неудобств Щ,. - валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Петр I в свое время ограничил запре- тами строительство поморских кочей. Царю, видите ли, нужно было срочно обзавестись зна- 'У чительным количеством фрегатов и галиотов, чтобы начать на Балтике войну со шведами. А лучшими по тем временам корабельными мастерами были поморы, которых таким об­ разом принуждали к «государеву делу». Так еще три столетия назад были утеряны секреты древних мастеров. Почти навсегда, если бы не энтузиасты из петрозаводского клуба «По­ лярный Одиссей», которые смогли не только восстановить облик коча и построить его ново­ дел, но и совершить-смоделировать плавания по Белому морю, к Груманту-Шпицбергену и берегам Аляски. Никаких чертежей коча не существовало, а сохранившиеся рисунки старинных руко­ писей помочь при постройке судна не могли. Поэтому годами по крупицам современные карельские мореходы постигали опыт старых мастеров, изучали технологию постройки кар­ басов в Поморье. У карбаса, как и коча, обшивка идет внакрой - кромка на кромку. В конеч­ ном итоге вырастает судно с прочным яйцевидным корпусом и срезанными в виде салазок носом и кормой. Кроме того, и собственный опыт мореплавания помог петрозаводчанам понять, каким же должен быть поморский коч. В итоге удалось, во-первых, собрать воедино ценные для науки материалы, составленные из архивных данных, из воспоминаний старо- жилов, из анализа поднятых с морского дна останков судов. Во-вторых, был воссоздан об- лик старинного коча, сделан его новодел, а не просто модель. В-третьих, были проведены морские испытания, которые доказали отличные мореходные качества построенного коча. и В XV веке Новгород Великий потерпел поражение от московского князя Ивана III, и : вскоре вся Кольская земля, все Поморье вошли в состав единого Российского государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz