Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

1. У студеного моря Историки утверждают, что предприимчивые новгородцы уже в первой половине XI века вышли к берегам Белого моря. Чем же тысячелетие назад привлекал Север русских людей? Прежде всего пушниной, этой «мягкой рухлядью», которую у местных жителей вы­ годно меняли на «колониальные товары» - изделия из железа, украшения, ткани. Ценился и «рыбий зуб» - тот самый моржовый клык, из которого косторезы создавали искусные по­ делки и престижные предметы быта. По мере освоения дороги к берегам студеного моря из моржей стали вытапливать жир (ворвань), а из выловленной семги не только варить уху, но и засаливать рыбу для дорогих гостей и богатых купцов. Зададимся вопросом: почему именно новгородцы и почему именно «предприимчи­ вые» пошли на Север? Хотя и называли Новгород Великий с его знаменитым народным «вече» вольницей, но и в каждой самой вольной республике есть законы, которые кто- нибудь да нарушает. Так вот, именно тех, кто не вписывался в рамки существовавших тогда норм общежития, и отправляли (кого силком, а иной рад был сбежать сам) на север, по­ дальше от цивилизации. Предприимчивыми они были в полном смысле этого слова: сла­ бого грабили, с сильным торговали, у умелого учились ремеслу. Кто-то с богатой добычей возвращался домой, становился знатным горожанином, многие оседали у студеного моря навсегда. Новгородцы строили достаточно мореходные и в то же время легкие суда. Ведь на них приходилось ходить и по бурным северным озерам, и выходить в Финский залив, и преодо- у * левать водоразделы северных рек и речушек по сухопутным волокам. Это были лодки-одно- древки, набойные лодьи (ладьи)*, шитики, ушкуи, соймы. Название «однодревка» говорит само за себя. I Л «Источники свидетельствуют, что в распо- ^ ряжении новгородцев, впервые достигших Бе- ломорского побережья, морских судов не было, - утвержд вич Кошечкин (1931-1995). - По рекам и воло- щ кам Онежско-Беломорского водораздела шли„ на ушкуях - вместительных беспалубных пло- я скодонных лодках, непригодных для плавания в открытом море. В трудах многих исследователей истории освоения Севера переход от исполь­ зования речных судов к технике морского судо- строения рисуется как некий внезапный и плохо объяснимый скачок. В действительности же, ока- ™ завшись на морских берегах и имея лишь ограни- , І( ченный опыт речного и озерного судостроения, ч новгородцы оказались в среде аборигенного ка­ рельского населения, уже обладавшего опытом и традициями морского судостроения с древних времен, и получили возможность этот опыт воспринять. Руны «Калевалы» рассказывают об отдаленных временах, когда карельские бо­ евые корабли совершали плавания в обширных заливах Балтики. Эти суда уже имели палубу - специальные деревянные помосты, на которых размещались воины...»**. *Некоторые исследователи утверждают, что лодья (с ударением на первый слог) иладья (с ударением на второй слог) - не два варианта произношения, а два отличных друг о т друга типа судна. * * Кошечкин Б. И. Из книги «Боже, дай нам ветра». Петрозаводск, 1992. -Л . щ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz