Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

5. Рефлагирование, патриотизм, совесть... О рефлагировании судов в Севрыбхолодфлоте стали задумываться еще в 1991 -м. Как только рухнуло Министерство рыбного хозяйства, а произошло это сразу после путча, как только суда и флоты стали приватизироваться и исчез­ ли государственные субсидии, сразу же встал вопрос: а зачем ловить рыбу в Перу или Чили, если это нерентабельно? Началось резкое сокращение райо­ нов промысла, суда стали перебазироваться в Мурманск. И что делать в такой ситуации флоту, как использовать транспорта? Положение усугублялось тем, что у промысловиков тоже началось интенсивное списание судов, потому что денег тогда ни у кого не было. После гайдаровской реформы «рухнули» все оборотные средства. Все как-то сразу и резко обнищали: ни в одном флоте не было денег ни на топливо, ни на снабжение, ни на зарплату. И родившаяся не­ задолго до этого идея создания международной морской транспортной структу­ ры, так называемого ПУЛа, — была в те времена просто спасительной. То есть предлагалось создать структуру, которая, собрав по стране освободившийся тоннаж транспортного флота, использовала его на международных перевоз­ ках кур, мяса, масла, рыбы и так далее. И вот эта идея реализовалась. Объе­ динились моряки Востокрыбхолодфлота, рефрижераторщики из Севастополя, Калининграда, Клайпеды. Управленцы Севрыбхолодфлота нашли иностран­ ного партнера и в сентябре 1991 года заключили контракт, создав рефриже­ раторную группу транспортников, в которую входили свободные от советского фрахта суда. Все же консолидация усилий, когда в одном кулаке собираются почти сто судов, много значит. Идея консолидации денежных средств хороша и тем, что она позволяет об­ новляться флоту: строить новые пароходы, покупать их. Но когда встал вопрос где и как взять кредит на покупку новых судов, то выяснилось: наши банки и слышать об этом не хотели, а из иностранных банков ни один не согласил­ ся взять наши суда в залог под российским флагом. И понять их можно: при хронической нестабильности политического климата в стране неизвестно, что будет завтра, — рассуждали банкиры из-за рубежа, — а вдруг закроется гра­ ница, все национализируется, пароходы отберут. И еще. Российский флаг на международной арене уже тогда был, увы, малоуважаемым и ненадежным. Деньги же можно было взять только под залог пароходов. — Я и представить себе не мог, какая нешуточная борьба будет за рефла­ гирование судов! — пишет А. Ф. Леванов. — Мои противники тоже встрепену­ лись: ага, флот уводит из России! Как только суда пойдут под чужим флагом, Леванов их продаст, а денежки, естественно, положит себе в карман. К тому времени мы приватизировались, стали называться акционерным обществом и как владельцы судов, казалось бы, были вправе распоряжаться их судьбой. Но... всего лишь «казалось бы». Аргументы наших оппонентов в деле рефла- гирования были такие: заложив суда, скажем, в Панамский банк, назад мы их уже не получим. Мы, подав в Комитет по рыболовству России документы со всеми расчетами и доказательствами, приложили туда еще и выписки из за­ конодательства Панамы о том, что «судовладелец не меняется». Нам сказа­ 368 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz