Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. «Севрыба» дитовать нас для строительства траулеров-свежье- виков, но до последнего времени категорически отказывали в кредитах, если речь шла о судах-фа- бриках. А сейчас они всполошились, потому что мы смогли создать в Дании финансовую схему для строительства именно судов-фабрик. Трево­ га норвежцев понятна — им нужно сырье. А раз дела приобретают такой оборот, надо хоть в стро­ ительстве судов куш оторвать. Началась финансо­ вая конкуренция. Нас это устраивает: мы можем играть на противоречии интересов, принимать правила игры стран западного мира. — Георгий Васильевич, — обращается к Тиш- кову наш корреспондент, — однако, ведь неко­ торые экономисты говорят, что кредиты можно и в России найти. — Если нет государственной поддержки, ни­ чего мы не найдем, — категорически заявляет Тишков. — Без денег строить не будешь. Вот в Се­ веродвинске на «Звездочке» заложили судно, я был при этом событии и спросил: «А финансо­ вая схема у вас проработана?». — «Нет». — «Кто вас кредитует?» — «Никто. За счет собственных средств». Но в мире нет такой практики. За свои деньги можешь построить яхту, лодку с веслами и парусом. А для постройки современного судна нужны кредиты банка. Ну и что сейчас там, в Се­ веродвинске? Корпус построили, больше денег нет — дело встало... Как поднималась рыбная от­ расль на Севере? В 1954 году построили серию БМРТ. Где? В Германии. Это были траулеры типа «Пушкин». Потом стали строить траулеры других типов, дошли до БАТов, их уже возводили на на­ ших верфях. Так что не надо изобретать велоси­ пед — это и долго, и дорого. — А что же за схема такая вДании? Она— для «Севрыбы»? — Для Северного бассейна. Я много раз го­ ворил: «Севрыба» не собирается все забрать себе, для нас важно, чтобы каждое предприятие сохранилось и имело собственные современ­ ные суда. Мы ведь не случайно заказали первые четыре судна — по одному для каждого из боль­ ших флотов. Имея такой траулер, набравшись опыта эксплуатации его, выпуска качественной продукции, можно развиваться дальше. Кстати, филе «Севрыбы-1» экспортируется даже в США... А схема финансирования строительства очень сложная. Ведь на Западе, если ты собрался стро­ ить судно и приходишь в банк за кредитом, тебе дадут 60—70 процентов нужной суммы, осталь­ ное вкладывай сам. Если ты рискуешь своими деньгами — банк кредитует тебя. Нет у тебя де­ не г— гуляй, тебе никто ничего не даст. В том и сложность разработанной схемы, что мы вкла­ дываем небольшую сумму. — Судовладельцы устроили вам овацию? — Никаких аплодисментов. Они опасаются, что новые суда с их высокой производительно­ стью «съедят» всю квоту. Они боятся, что «Сев- рыба», имея такие траулеры, отнимет у флотов ресурсы под эти суда. А я говорю флотам: суда-то будут ваши. Но раз «Севрыба» выступает гаран­ том перед банком, мы должны создать общие компании, и компании будут эксплуатировать эти суда. Например, тралфлот — «Севрыба». Ведь «Севрыба» подписывает все финансовые документы и отвечает перед банком. Но сомне­ ния есть...51 И все же, несмотря на все сомнения, в фев­ рале 1998 года бутылка шампанского, как и положено по ритуалу крещения судна, была со звоном разбита о борт траулера «Севрыба-2». Произошло это в датском городке Фредерик- схавне, а крестной матерью для нового корабля стала Татьяна Евдокимова, супруга губернатора Мурманской области. Приехавшие на торже­ ства люди, те, кто повнимательнее и дотошливее, могли бы заметить, что на той же верфи того же небольшого датского городка стоял пока еще не­ взрачный серенький «гадкий утенок», который через некоторое время тоже превратится в пре­ красного белоснежно-синего «лебедя», как «Сев- рыба-2», и станет первым современным судном в «Карелрыбфлоте». Впрочем, и четвертый трау­ лер типа «Севрыбы», под названием «Соловки», также поднимет государственный флаг здесь, в Дании, а портом приписки для него станет Ар­ хангельск. — Мы вынуждены предоставлять работу ино­ странным судостроителям, потому что банки этих стран дают нам кредиты в отличие от банков России, — сказал корреспонденту «Рыбного Мур­ мана», командированному во Фредериксхавн, 423

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz