Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) — Хорошо. Но для модернизации того же флота нужны деньги. А где их взять? — У инвесторов. Под проценты. И мы это до­ казали на практике постройкой траулера «Сев- рыба-1». Его эксплуатация подтвердила этот вы­ вод. И абсолютно не правы те, кто утверждает, дескать, мы за него расплачиваемся квотами. Мы получаем квоту для эксплуатации этого суд­ на по тем же правилам и нормам, что и любые другие предприятия. Половину квоты трески мы покупаем у тех компаний, которые получили ее бесплатно, но сами выловить не могут. Почему мы можем так делать? Потому что эффектив­ ность производства на этом судне очень высо­ ка. Она дает возможность платить за квоту и во­ время рассчитываться за банковский кредит. До полного погашения задолженности за трау­ лер осталось два с небольшим года... — Значит, вы на деле доказали перспектив­ ность постройки новых судов? — Доказать-то доказали. Однако ситуация, как ни смотри, более чем не нормальная. Ка­ залось бы, радоваться надо, поддерживать: ре­ бята, давайте построим еще такие суда. А полу­ чается наоборот — «экономическая диверсия». И вместо того, чтобы решать проблемы рыбной отрасли по существу, слышатся одни и те же раз­ говоры о «дележе квот»... На мой взгляд, у рыб­ ной промышленности сегодня один выход — это полная ее реконструктуризация. Мы должны создать новую промышленность на базе новой техники, новой технологии, новых принципах и методах управления.50 Если следовать терминологии Тишкова об этапах развития Северного бассейна, то ро­ мантический период и последовавшую за ним депрессию сменил этап ожидания, за кото­ рым должен был начаться период строитель­ ства. Строительства и модернизации флота, концепцию которого специалисты «Севрыбы» разработали еще в 1993 году. Но этого не про­ изошло. Я бы назвал последние годы XX века временем «малых дел». Почему же флотоводцы и местная власть не поддержали Г. В. Тишкова? И что за концепция обновления флота предла­ галась «Севрыбой»? Попробуем ответить на эти вопросы. Одна, но пламенная страсть (Г. В. Тишков) О том, насколько многогранной была про­ блема строительства но­ вых судов, мы уже гово­ рили на этих страницах не раз. С ликвидацией Госкомрыболовства вес­ ной 1997 года и москов­ скими «играми» вокруг отечественных биоресур­ сов проблема эта приоб­ рела для России новый масштаб, так как страны Европы повели жесткую и последовательную по­ литику в области морского рыболовства. В перего­ воры по вопросам добычи рыбы активно включи­ лось объединенное правительство Общего рынка. Европейский союз начал финансирование науч­ ных исследований в Баренцевом и Норвежском морях, а тот, кто обладает информацией от подоб­ ных исследований, уже сможет в дальнейшем дик­ товать объемы общедопустимого улова и распре­ деления квот. Иными словами, западные страны смотрели далеко вперед и вполне реально могли стать хозяевами положения. А Россия шаг за ша­ гом сдавала свои позиции, восстановить которые было бы очень трудно. И на этом фоне нам нужен был современный океанический флот, чтобы под национальным флагом выбирать те ресурсы, ко­ торые полагались стране. — Наших судовладельцев очень даже лихо купили, в частности, норвежцы, — рассказывает Г. В. Тишков. — У флотов нет оборотных средств, чтобы снабдить суда топливом и прочим необхо­ димым в рейсе. Норвежские компании кредиту­ ют их под будущие поставки рыбы, то есть жестко привязывают к себе. Норвегии выгодно так по­ ступать, поскольку наши суда поставляют сырье на норвежские фабрики, где изготавливают филе и экспортируют его в Европу, США, Канаду. Если мы имеем суда-фабрики, где станем выпускать филе, то отберем у норвежцев тот прибавочный продукт, который зарабатывает их береговая пе­ реработка. Не случайно наши соседи готовы кре­ Г. В. Тишков 422

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz