Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) их на свой баланс, требовал не менее 20 мил­ лиардов рублей. Составлялись новые бизнес- планы, один лучше другого. Менялась тариф­ ная политика в оплате отстоя судов у причалов. Не менее важной задачей было искоренение теневых поборов, которыми докеры облагали все без исключения рыбопромышленные фир­ мы. Говорилось в открытую, что, не получив «в лапу» 50 тысяч рублей наличкой за каждую тонну рыбы, бригады, как правило, саботировали вы­ грузку. Под любыми предлогами: кран сломан, сели аккумуляторы у погрузчика, есть срочная работа и т. п. С этим рэкетом надо было кончать. Рассматривали положение дел в порту и на совете директоров АО «Севрыба». Но что мог совет порекомендовать руководителям мор­ ского транспортного узла? Первым с присущей ему прямотой заявил об этом генеральный ди­ ректор Мурманского тралфлота Юрий Прутков: «Зачем я сюда пришел? Подписать ходатайство? Я готов. Обсуждаем беды наших предприятий? Мы их и так прекрасно знаем, тем более что у всех нас то же самое. На мой взгляд, то, о чем мы сегодня говорим, должно быть целостной программой бассейна». Председатель совета директоров «Севрыбы» гендиректор АО «Мур­ манская судоверфь» Владимир Храпов ответил: «Такую программу можно было успешно реали­ зовать, если бы мы были вместе. А мы разроз­ ненны». — Шли мы, шли к суверенитету, полнейшей независимости и по вертикали, и по горизонта­ ли, а пришли к печальному выводу: выжить по­ одиночке весьма проблематично, — напишет в своем комментарии к заседанию совета ди­ ректоров Инна Березюк. — Бассейн долгими десятилетиями строился именно комплексом, а не идеологическим содружеством. Да, подчи­ нялись приказам сверху, да, они, приказы, были далеко не всегда умными с точки зрения эконо­ мики. Но Северный бассейн, повторюсь, был комплексом, где каждый руководитель зависел от успешной работы коллектива партнера. Раз­ бежались... Насоздавали свои службы (сколько лишних, ненужных конкретному предприятию затрат!), свои плавмастерские, свои сетевязаль­ ные цеха, свой... В общем, все свое. Может быть, все было бы иначе в стране, давно окрепшей в капиталистическом способе производства, с четко очерченными законами. Чтобы те законы защищали, а не душили от­ ечественное производство. Да и «нутро» наших руководителей нельзя переменить в одночасье. Ну не может тот же Храпов вышвырнуть за во­ рота судоверфи свыше пятисот работниц, в услу­ гах которых сегодня предприятие не нуждается. Там, на Западе, ни у кого бы рука не дрогнула это сделать, а очень многим нашим «генералам» это кажется немыслимым: жалко людей, их де­ тей... Но это — частность. Главное же в том, что сегодня предприятия получили полную свободу умирать поодиночке. Апелляция к совету дирек­ торов — пустое дело. Об объединении поговаривают уже не пер­ вый год. Но сладость собственного всевластия за­ глушает боль одиночества. Да, тяжело. Но пойти в подчинение? О, нет! Да и на каком фундаменте теперь объединяться? Ясно, что краеугольным камнем должна быть собственность, финансы. То есть именно та структура, которую в свое вре­ мя предлагала «Севрыба»: финансово-промыш­ ленная группа, в подчинение которой будут пере­ даны лишь эффективно работающие основные фонды— лучшие суда, «пользующиеся спросом» цеха судоверфи и т. п. Да? Отдать новые суда, а самому остаться со старыми долгами?102 Правильно рассуждает журналист. Ведь по­ чему стали несостоятельными рыбный порт, су­ доверфь, рыбокомбинат? Да потому что корабли с рыбой перестали швартоваться у мурманских причалов, потому что партнерам тех же порто­ виков по рыбоперерабатывающему комплексу стало выгоднее направлять суда к норвежским берегам, развивать зарубежную экономику и, в частности, портовую инфраструктуру. Давай­ те в следующей главе нашего повествования рассмотрим эту проблему более детально. Почему треска не плывет в Мурманск Почему промысловые и транспортные суда мурманских флотов перестали приходить в порт приписки? На этот прямо поставленный вопрос 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz