Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 3. Время безвременья - Самое плохое, что мы сейчас работаем в полном тумане, - продол­ жает рассказ флотоводец. - Не знаем, какими будут оптовые цены. Если они останутся прежними да если нас лишат валюты, придется промысел в Тихом океане сворачивать и переводить суда поближе к дому. Конечно, наш флот чисто добывающий, без береговой инфраструктуры несем огромные эксплуатационные расходы. И, казалось бы, самое лучшее - переходить на автономные рейсы в ближайшие промрайоны. Но сырьевая база там не вы­ держит мощности пресса наших «Моонзундов», БАТов, «Алтаев». Не будет соответствующих решений - придется сворачивать флот. В целом же у нас 10 очень новых «Моонзундов», скоро получим еще два, 15 СТМов, им около пяти лет, и 90 судов старые, некоторые доживают свой век. Если госзаказ будет стопроцентный, если валюту отберут и дотаций не дадут, то это бу­ дет грабеж в государственном масштабе. Сейчас формула Маркса «товар - деньги - товар» у нас деформирована. Что такое нынче деньги? «Товар - товар» - вот что надо. Взамен за рыбу можно приобрести все что угодно...' Однако флот был жестко ограничен в экономическом маневре. Боль­ шая часть сырья квотируется. С одной стороны - стабильные оптовые цены, с другой - пресс всех смежных организаций, которые все свои проблемы, связанные с повышением цен, зарплаты, стараются переложить на флот. И небезуспешно. Надо было как можно быстрее переходить на договорные отношения, поднимать цены на свою продукцию. Если же говорить о техни­ ческом обслуживании судов, то междурейсовый ремонт флот пытался взять на себя. Расширяя БТО, решались сразу несколько задач: экономились деньги, сокращались сроки ремонта, появлялись новые рабочие места... Руководители предприятий Северного бассейна, уже не раз битые в московских кабинетах власти, не дожидаясь подсказок сверху, предприни­ мали попытку за попыткой так или иначе, но самостоятельно выходить из за­ труднительных положений. Они понимали, что без валютных затрат выполнить установленную производственную программу нельзя. Поэтому для перехода на валютную самоокупаемость при данном уровне расходов необходимо боль­ шую часть пищевой рыбной продукции поставлять на экспорт. Или - переди­ слоцировать флот в ближние районы промысла, что повлечет резкое сокраще­ ние объемов производства и рабочих мест, социальную напряженность в кол­ лективах. Но такова объективная реальность, а романтики на флоте к началу 1990-х годов уже перевелись. И слава богу. А если говорить о министерстве... Начальник тралфлота Г. В. Тишков, отвечая на вопрос о взаимоотно­ шениях с Министерством рыбного хозяйства страны, сказал так: - Руководителю, чтобы себя утвердить, всегда легче отказать, чем разрешить. Разрешаешь - берешь на себя ответственность. А отказал - себе спокойнее, да и вроде собственная значимость возрастает... Иными словами, отношения у нас нормальные, но стараемся быть от министерства подальше". * «Кабинет на солнечную сторону». Газета «Рыбный Мурман» от 4 января 1991 года. ** Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz