Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

В 1910 году в Архан гельске была создана фирма «Русские се ­ верные морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная тор ­ говля». Совместно с группой ревельских предпринимателей и при участии петербургских компаньонов К. Ю. Спаде организовал промышленный лов рыбы на траулерах «Север» и «Восток». В 1912 году к ним добавились еще два судна - «Запад» и «Юг». Эти траулеры вели промысел в Баренцевом и Норвежском морях, уходили на запад до берегов Исландии. Добытая рыба сбывалась не только в Архангельске, Риге и Санкт-Петербурге, но и в Ан­ глии. В 1913 году Спаде создал промышленную базу своего флота в Порч- нихе (Зеленецкая губа Мурманского берега). К. Ю. Спаде Траулер «Север» Первая мировая война (1914 год) помешала дальнейшему развитию тралового лова: промысловые квадраты арктических морей стали зоной во­ енных действий. Вместе с тем в годы войны началась проклад ка ж е ле з ­ ной доро ги к Кол ь с ком у заливу, а для защиты от немец ких субмарин на Север стали поступать за купленные царским правительством минные тральщики , в основном из Англии и Норвегии. В созданной Флотилии Се­ верного Ледовитого океана (ФСЛО) их насчитывалось несколько десятков. Именно эти два события стали в дальнейшем основой для создания и эффективного использования первого российского государственного тра­ лового флота. В 1919 году фирма «Беззуби ков и сыновья» вместе с архангель­ с ким и кооператорами Центросоюза взяли в аренду у командования ФСЛО 12 минных тральщиков английской постройки. Переоборудовав суда для рыбного промысла, арендаторы осенью из-за отсутствия топлива поставили флот на зимовку. Шесть траулеров обосновались на восточном побережье Мурмана в Порчнихе, остальные - в Порт-Владимире на запад­ ном Мурмане.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz