Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

1. Предпосылки создания флота (1899-1920 годы) Во второй половине XIX века правительством Российской империи были предприняты меры для охраны и укрепления северо-западных рубе­ жей страны: строительство города-порта Александровск-на-Мурмане в Ека­ терининской гавани Кольского залива и работа Мурманской научно-промыс- ловой экспедиции под руководством Н. М. Книповича дали толчок к корен­ ному развороту рыбопромышленной деятельности на Севере европейской России. Развороту от полупатриархального прибрежного лова к траловому морскому промыслу. 27 мая (по новому стилю ) 1899 года первый российский траулер «Андрей Первозванный» произвел первое траление в Баренцевом море в целях рыбохо зяйственной деятель­ ности. Трал был спущен к северо-за- паду от Айновых островов в районе Ва- рангер-фьорда. С тралом судно прошло около пяти миль в северо-западном на­ правлении. Результатами научно-исследовательских работ Мурманской экспедиции первыми вос­ пользовались зарубежные рыбопромышленники, направив свои тральщики к берегам Мурмана и Канинского полуострова. Российские же купцы и предприниматели делали только робкие и эпизо­ дические попытки организовать траловый промы­ сел в Баренцевом, Карском и внутреннем Белом морях. Одним из первых на зафрахтованном у норвежцев судне «Эрлинг» в мае 1905 года на­ чал траловый лов рыбы пом ор с кий капитан Н. Л. К опы тов (наснимке). Мурманский траловый флот (том III)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz