Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) мика базировалась на дешевой энергии, низкооплачиваемой рабочей силе и богатых ресурсах. Учитывая эти факторы, строились самые большие и энергоемкие, с большой численностью экипажей и приспособленные для обработки большого количества рыбы промысловые суда. Причем обновление флота, его модернизация, практически не зависела от воли руководства. Такова была хозяйственная политика, и у флота к началу реформ оказался самый большой по чис­ ленности, по тоннажу, мощности и самый экономически неэффективный в условиях рынка рыбопромысловый флот. - Мы завершили первый квартал с ростом по всем показателям. И можно бы го­ ворить о благополучии флота, будь у нас в стране стабильность цен. И если бы не висел над нами дамоклов меч повышения цен на энергоносители, - делится своими рассуждениями Ю. Б. Прутков. - Конечно, обвальный рост цен не позво­ лит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как сэкономить топливо? Надо менять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная программа, а ее нет. Следовательно, необходимо определить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Мы проработали экономиче­ скую программу, предусмотрев деятельность на промысле только экономичных траулеров. Что касается остальных судов, то, видимо, часть их придется поста­ вить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т. д. Ясно, что, уменьшив количество судов, мы будем вынуждены со­ кратить выпуск продукции. А вот этого никак нельзя допускать: мы - госу­ дарственное предприятие и должны кормить народ... Конечно, куда проще решались бы все проблемы флота, будь к ним хоть минимальное внима­ ние правительства. Его нет. Но флот все равно выживет. Вопрос - в каком качестве и количестве? Сколько останется судов, которые смогут работать рентабельно? На каких видах рыб будем работать? И множество других во­ просов, на которые в нынешней экстремальной ситуации нет однозначных ответов. Ясно одно: необходима консолидация, а не растаскивание флотов по разным сусекам. Нужен добрый, человеческий, чисто российский подход к решению всех вопросов. Что касается модной ныне приватизации, мы видим ее как акцио­ нерное общество с непременным участием государственного капитала... В будущее мы смотрим с оптимизмом. Я верю, что людей честных, ответ­ ственных гораздо больше, чем тех, кто стремится жить сегодняшним днем и хочет свое благополучие построить на наших сегодняшних бедах*. * «А мы все равно выживем!». Газета «Рыбный Мурман» от 3 апреля 1992 года. Ю. Б. Прутков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz