Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

начало индустриализации мурманского рыбного х Глава 4. 1930-е годы: стахановскг 1931 и 1932 г о ды значительно выросли капитальные вложения... Форсиру­ ется строительство причалов, судоремонтного завода, механизированной угольной базы, холодильно-филейного комбината, консервного завода и морского техникума. Однако работа тралового флота на Мурмане свидетельствует о том, что Севтралтрест еще не справился с возложенными на него ответственны­ ми задачами. Прошлый год трест закончил с большим прорывом. Первые месяцы 1932 года также дают позорное отставание. На 15 марта кварталь­ ное задание выполнено лишь на 15,3 %... Прервем на минуту выступление наркома и вдумаемся в эти циф­ ры: за две недели до конца квартала план выполнен на 15 процентов. Вот тебе и развитие флота, вот тебе и результаты работы! С одной стороны, на флот шел колоссальный прессинг из Москвы с требованием в десятки раз увеличить добычу рыбы, чтобы дать стране, в которой проводится коллекти­ визация сельского хозяйства и «уничтожение зажиточного крестьянства как класса», необходимые людям белковые продукты питания. С другой сторо­ ны, не менее мощное противодействие испытывал флот от той части насе­ ления, которая вынуждена была покинуть село и идти в город на заработки. А город, флот пока не мог новым и необходимым ему работникам дать нуж­ ной квалификации, предоставить элементарных условий проживания. На деле оказывалось, что ни оплата труда, ни жилищно-бытовые условия не соответствовали представлениям моряков. Слабая дисциплина, неумелое обращение с механизмами, плохое знание правил судовождения приводили к серьезным поломкам и авариям. Трагический итог этому - гибель людей и судов в море. Можно сказать, что весной 1932 года на флоте сложилась критическая ситуация. На тралбазе обычным явлением стали массовые слу­ чаи пьянства, дебошей, отставания от траулеров при отходе их на промысел. Другим страшным бичом в тралфлоте была высокая текучесть кадров плав­ состава. Команды судов подчас комплектовались случайными людьми, при­ ехавшими на Север лишь ради заработка, как тогда говорили, «за длинным рублем». Не все ладно было и на берегу. Возвратившись с промысла, суда подолгу стояли на рейде, ожидая, когда освободится место для разгрузки, - не хватало причалов... - Ценнейший флот простаивает бесконечное количество часов в порту благодаря нераспорядительности командного состава и работников трестовского аппарата, - продолжает докладывать мурманским коммуни­ стам нарком снабжения страны. - Так, при моем приезде 18 марта из 46 дрейфующих тральщиков в порту на ремонте и в ожидании ремонта стояли 23. Немалую роль в прорыве, несомненно, сыграло отсутствие достаточно квалифицированных кадров. На 85 % кадры флота составляет молодняк, не знающий тяжелых и совершенно своеобразных условий Баренцева моря. ...Надо немедленно сломать существующие нелепейшие порядки во флоте, крепко ударить по простоям в порту под погрузками и разгрузка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz