Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) усатое, с озабоченными глазами - стармеха; сосредоточенное, склоненное над сводками - радиста; в очечках на носу - матросика из Питера. Так вот они, значит, какие: «ВЗЯЛИ ПОЛНЫЙ ГРУЗ ЗПТ ИДЕМ ПОРТ ТЧК ПЛАН ДОБЫЧИ ПЕРЕВЫПОЛНЕН ДВА РАЗА ТЧК ВЫЗЫВАЕМ СОРЕВНОВАНИЕ ГРУЗЧИКОВ ТРАЛБАЗЫ ДОСРОЧНУЮ РАЗГРУЗКУ ТРАУЛЕРА...» Богачев встал, подошел к приоткрытому окну. Свежий ветер принес запах рыбы и соли, моря и... молодости. Да-да, молодости, которой всё по плечу! Заканчивался 1931 год ...' 1. Победа любой ценой Да, заканчивался 1931 год и наступала зима, когда флот потеряет пять траулеров. Из-за разгильдяйства и по неопытности судоводителей в море погибнут десятки людей. Уже расформирован Севгосрыбтрест, часть управленцев которого расстреляна, а другая часть сослана в трудовые лагеря. К руководству соз­ данного Севтралтреста пришли новые люди. Меняется власть и в Москве: блок Троцкого почти разгромлен, Сталин становится единоличным лидером партии и страны. В деревне создаются колхозы. В Поморье, как и везде, горлопа­ ны-бездельники раскулачивают зажиточные семьи, экспроприируют имуще­ ство и корабли. Потомственные поморские мореходы, покинув свои дома и семьи, едут в город. Многие из них нанимаются в Мурманске на флот... По всей стране идет вербовка выпускников мореходных училищ и техникумов. Так, капитан Н. Л. Бибиков вспоминал, что все выпускники Хер­ сонского морского техникума в 1932 году уехали в Мурманск для работы в траловом флоте. «Было немного жаль расставаться с Азовским морем, по­ кидать родные места, - пишет он. - Ни море, ни рыбацкое дело для меня не были новинкой...» В Баренцево море Николай Лукич пошел уже вторым по­ мощником капитана РТ «Ваер». И все же на Север по собственной воле едут лишь самые отчаянные. На траулеры приходит молодежь, новые и рисковые командиры, которых надо еще организовать, обучить, заставить стать не временщиками, а хозяевами флота. В январе 1932 года СНК СССР принимает специальное постановле­ ние о перспективах развития Мурмана, в котором особое внимание уделяет­ ся развитию тралового флота. - Мурман имеет все условия для того, чтобы выполнить устано ную для него программу. Мурман располагает мощной механизированной -траловой флотилией, в техническом отношении не уступающей загранич- Щ^йой. У нас, в СССР, всего около 70 траулеров, из них 50 - в Мурманске, - заявляет 1 апреля 1932 года на собрании партийного актива Мурманска нарком снабжения СССР А. И. Микоян. - В 1929—1930 годы было положено ГМ Из рукописи сборника В. С. Георги о первых капитанах тралфлота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz