Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 1. Они были первыми ренцевом море. По некоторым источникам*, траулер «Николай» был куплен за границей архангельским купцом Малаховым.) ...По узенькой дощечке, рискуя по непривычке свалиться в воду, мы взобрались на борт «Николая». На палубе капитан, все еще в своем джентльменском костюме, и человек пятнадцать поморов-матросов суети­ лись, готовясь к отъезду. Капитан стал нам показывать свой пароходик и рассказывать его биографию: родился в Англии, детство и начало юности провел на родине и в своей лучшей поре, восьми лет, явился в Россию. Ста­ реют траулеры быстро, вот потому нужно пользоваться временем и совер­ шать поездки в океан через каждые десять дней. Капитан нам рассказал, что пароходик вовсе не так сильно качает, как можно думать, судя по его сравнительно небольшим размерам (сто десять футов), потому что он сидит глубоко, на четырнадцать футов, при нагрузке углем -д о шести тысяч пудов. Такая нагрузка всегда одинакова, потому что по мере сжигания угля прибав­ ляется вес пойманной рыбы... Капитан из Мудьюги. Почти все матросы нашего судна бывали за границей, у всех в костюмах есть след влияния Европы. - Наша морская жизнь, - говорит капитан, - непрерывная качка. Как и всем у нас, мне пришлось начинать с кока, но только я с отцом ездил, это гораздо легче: отец жалеет, не очень гоняет. И всё равно меня маль­ чиком море сильно било... Когда стал я на ноги, думаю, вот бы пароходик купить, наживку развозить мурманским промышленникам. Нашелся капи­ талист, дал денег, и поехал я в Норвегию покупать пароход. Знакомый ку ­ пец-норвежец отговаривает. «Купите, - советует мне, - траулеровый паро­ ход в Англии». - «Зачем? - говорю я. - Разве в нашем море можно тралом ловить?» - «У вас-то, - говорит, - и можно». И показал мне книгу. Смотрю: три, четыре, пять тысяч за рейс к Канину Носу. Тут я, куда ни шло, взял да и зафрахтовал норвежский траулер. Сделаю, думаю, опыт, сначала попробую на чужом. И вот, под норвежским флагом, являюсь на Мурман. Закинул трал. Изорвался. Закинул другой. Изорвался. А тут еще оборвал ярус, промыш­ ленники на меня накинулись, что я на иностранном пароходе, да еще им снасть рву, губернатору подали прошение, я - телеграмму. Разрешили мне ловить, только чтобы не мешать промышленникам. Тут я и убрался к Канину Носу. Закинул там. Ничего. Закинул еще. Ничего. А время идет, ведь две тысячи в месяц с меня брали! Я тут чуть не разорился... Но повезло мне у Канина потом: все оправдал и выручил еще тысячи две. Тут я и отправился в Англию, купил пароход ... - Вот я в своем деле уж, можно сказать, собаку съел, - продолжает рассказ капитан, - а не знаю, что завтра будет, и мучит это, неужели же это жизнь? Какая это жизнь, какое это дело, что вот так, в одну минуту, все может перевернуться, как лодка... Подборка статей «Воспоминания работников тралового дела» в журнале «За рыбную индустрию» № 11 1934 года. В этой подборке статей говорится о неких братьях Малаховых из Риги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz