Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) 2. Первый промысловый капитан (Н. Л. Копытов) Если говорить о первых российских промысловых капитанах паро­ вых тральщиков, то своим энтузиазмом и, можно сказать, оптимизмом вы­ деляется Николай Лукич Копытов - черносошный крестьянин' Мудьюгского уезда Архангельской губернии. Впрочем, история не оставила нам достаточ­ ных сведений о других отечественных капитанах первых тральщиков 1900-х годов. А вот яркий портрет этого человека создал и сохранил в веках Михаил Михайлович Пришвин, чьи основанные на реальных событиях путевые очер­ ки" наполнены светом и поэзией. Попробуем же собрать воедино образ-пор- трет этого первого русского тралового капитана. - На Архангельской набережной весело: сколько тут мачт настоя­ щих парусных судов! Трещат канаты, надуваются паруса, десятки шхун при­ плывают и уплывают в море, сотни стоят у берега на якорях, красиво раска­ чиваются и отражаются в спокойной воде, - так начинает писатель свой рассказ о встрече с Николаем Копытовым. - Я присматриваюсь к людям, любуюсь загорелыми выразительными лицами моряков. Они рассказывают, как их трепало море. - Попробуй-ка, попробуй порыбачить с наше! - А возьму, да и попробую... - говорю я. - Как бы это устроить, чтобы вышло недолго? - Очень просто, - отвечает мне молодой человек, загорелый, с си­ ними морскими глазами. - Поедемте со мной в океан ловить рыбу. Вот и узнаете нашу морскую жизнь. Молодой человек - капитан, хозяин небольшого английского паро­ вого рыбацкого судна, первого траулера в России на Северном Ледовитом океане. Каждые десять суток он совершает рейс в океан и ловит рыбу при­ близительно у Канина Носа. (Комментарий автора-составителя: в возрасте 20-22-х лет Николай Копытов поступил матросом на английский траулер, где изучил траловое дело. В 1905-1906 годах на зафрахтованном у норвежцев судне «Эрлинг» он одним из первых среди российских рыбаков начал траловый лов рыбы. С 1907 года - капитан пароходов «Николай», «Север», промышлявших в Ба­ В отличие от крепостных, черносошные крестьяне не были зависимы от помещиков, так как сидели на «черной», то есть невладельческой, государственной земле (по сегодняшним меркам - на земле, находящейся в федеральной собственности). Исторически наиболее мно­ гочисленными черносошные крестьяне были в Поморье, которое не знало крепостного права. Пришвин М. М. За волшебным колобком (из записок на Крайнем Севере России и Норве­ гии). 1907. В различных источниках встречается название судна «Эрлинг» и «Эрлин». В обоих слу­ чаях использовано норвежское имя, например, Эрлингом звали одного из норвежских вождей, ярлов XII века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz