Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

изобразительного искусства в стране. Продолжалась «борьба с буржуазной идеологией», однако, идеологический и цензурный пресс ослабевал. Многие художники уходили от создания ложнопатетических, повествовательно­ натуралистических, парадных произведений. Однако, относясь к поколению «шестидесятников» - поколению романтиков, в их творчестве чувствуется вера в идею социализма и стремление осмыслить её принципы и аспекты заново268. Вследствие чего был разработан новый, так называемый «суровый стиль»269, в котором проявилось тяготение к монументальности, подчеркнутая трезвость в изображении жизни, поиск новых выразительных средств, лаконизм. Героическое начало раскрывалось не прямым действием героев, а эмоциональным строем картины, авторской позицией. «Суровый стиль» в начале 60-х годов XX века стал ведущим направлением в советском искусстве, а, по мнению А.М.Чегодаевой, он является выражением искусства не только 60-х, но и 70-х годов XX века270. Широкое распространение «суровый стиль» получил и в творчестве художников Кольского Заполярья, что в значительной степени было связано как с общей стратегией развития изобразительного искусства центральной части страны, так и с социокультурными преобразованиями региона, географическими особенностями края. Основное место в творчестве мурманских художников, как и художников, работавших в регионе в предшествующие периоды, традиционно занимал пейзажный жанр. Он преобладал над официозной советской тематикой, однако не противоречил ей. Вместе с лирическими пейзажами Кольского Заполярья художники писали разнообразные, встроенные в систему изобразительного искусства социалистического типа, индустриальные пейзажи, лаконично, обобщенно, через динамику, ритм, напряжение прямых линий раскрывавшие промышленное освоение края - В.П. Ершов «Открытая добыча апатитовой руды» (1972, МОХМ), Ю.А. Панков «Зима в порту» (1969, МОХМ), Н.М. Морозов «Новый север» (1969). Эта темы стала доминирующей в творчестве целого ряда региональных художников - В.В. Капитонова, Д.А. Горелова, Н.А. Новикова. Традиционным для регионального изобразительного искусства стал маринистический пейзаж, чему в значительной степени способствовало интенсивное развитие атомного, ракетоносного, океанского флотов - 268 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. Кн.2. - СПб.: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003. - С. 293 269Термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому 270 Чегодаева М.А. Суровый стиль и судьбы советского искусства 1960-1970-х годов // Взаимодействие искусств. Советское изобразительное искусство в контексте современной художественной культуры. - М.: Искусство, 1989. - С.28-56 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz