Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

городской культуры, оказавшей значительное влияние на процессы принятия, распространения, институционализации, стсреотипизации новых и существовавших в культурном пространстве региона форм и видов художественной деятельности. К началу 60-х годов XX века значительно выросло число художников, постоянно живущих и работающих в регионе. По результатам творческой деятельности, членами Союза художников РСФСР в 1961-1962 годы стали мурманчане В.А. Алексеев, В.Г. Баранов, М.А. Кирин, В.И. Чудзин, в 1963 -— В.К. Конев, А.А. Мещанинова, Н.М. Морозов, в 1965 — Ю.И. Анкудинов. Именно они становились личностно-креативным источником инноваций в изобразительном искусстве края, в связи с чем в регионе вновь возникла необходимость создания полноценного профессионального творческого союза и в 1965 году было создано Мурманское отделение Союза художников РСФСР265. Его открытие значительно стимулировало рост численности творческой организации в Кольском Заполярье: в 60-е годы XX века в региональное отделение СХ РСФСР вступили художники - Е.А. Гренке, Г.А. Герасимов, В.П. Ершов; в 70-е - Г.А. Шемякин, Г.Г. Карпович, Б.В. Сюхин, Ю.А. Панков, Н.Н. Ковалев, Т.В. Ковалева, Н.А. Новиков, А.И. Хупунен, В.Н. Бубенцов, А.А. Сергиенко, В.Б. Чернов, И.П. Марилова; с 1980-го по 1986 - Т.И. Зуева, В.З. Борисова, В.Я. Зубицкая, В.И. Терещенко, A.А. Тарановский, С.Ю. Чеботарь, И.В. Клюшкин. Возглавлял с 1962 года Оргбюро, а затем и Мурманское отделение СХ РСФСР художник B.Г. Баранов266. Далее пост председателя правления занимали: Г.А. Глухих (1971-1973), Г.Г. Карпович (1973-1975), А.М. Ленков (1975-1979), Т.А. Черномор (1979-1983), с 1983 - В.Н. Бубенцов. Должность главного художника г. Мурманска занимали М.А. Кирин (1967 - 1968), В.А. Алексеев (1968 - 1978), В.Н. Бубенцов (1978-1983), с 1984 года - В.Б. Чернов. Работа Мурманского отделения Союза художников РСФСР как сбалансированного, отрегулированного механизма организации и координации деятельности художников Кольского Заполярья, стимулировала активный рост и оформление мурманского профессионального изобразительного искусства социалистического типа. Период так называемой «оттепели»267, вторая половина 50-х - начало 60-х годов XX века - период плодотворной творческой работы в области С 1968 года - Мурманская организация СХ РСФСР 66 См.: Рыжкова Т.М. Художники Кольского Севера. Мурманская организация Союза художников России. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: bUp://www.cultinfo.ru/gallcrv/russever/mur.htm Такое имя получили эти годы по названию опубликованной в то время повести ИГ. Эренбурга 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz